В Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, а также в музеях Ташкента, Кирова, Краснодара, Пскова и других городов хранятся произведения Николая Владимировича Синезубова (1891 — 1948). Имя его мало что говорит современному зрителю. Между тем в конце 1910-х и в 1920-е годы он был видным и активным участником художественной жизни. Работы художника экспонировались на многих выставках, их отмечали в своих статьях А. Сидоров, Б. Терновец, А. Фёдоров-Давыдов, В. Блох...
Синезубов родился в Москве, занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества и одновременно — на юридическом факультете университета. В 1917 году начался его самостоятельный творческий путь, причём в первые же годы определяются и его характерные, специфические черты. И более того, именно этот период оказался самым плодотворным в биографии художника. Он много работает в живописи и рисунке, пробует силы в линогравюре и офорте, а произведения его экспонируются па выставках МТХ (1917—1924), «Мир искусства» (1921, 1922), на IV и XIX выставках ИЗО Наркомпроса (1918, 1920). Синезубов не участвовал в борьбе художественных группировок, но сразу и чётко определил свою позицию. Используя опыт французского искусства конца XIX — начала XX века, он отвергал крайности авангарда, особенно уклон к производственному, «механическому». как сказано в статье «Судьба художника» («Маковец», 1922). В то же время Синезубов не отказывался от контактов с «левыми», принял участие в работе Института художественной культуры (ИНХУК).
Некоторые критики в ту пору указывали на связь его искусства с наследием Сезанна. Так, Д. Мельников в статье «Сезанн и сезаннизм» («Творчество», 1921, № 4—6) рассматривал его среди наиболее талантливых русских сезаннистов. Но хотя влияние знаменитого мастера чувствуется в некоторых натюрмортах и пейзажах Синезубова, связь эту не следует преувеличивать. Видимо, традиция Сезанна была нужна Синезубову лишь для совершенствования живописной культуры, потому что в главных работах — бытовых жанрах и портретах — иными были весь образный строй, эмоциональное звучание и идейно-смысловые задачи.
Н. Синезубов «Девушка у зеркала» 1919 г. Холст, масло. 66x44 см. Государственный Русский музей |
Одна из характерных работ того времени картина «Девушка у зеркала» (1919). Казалось бы, традиционный камерный мотив, по он лишен «тишины», идилличности. Всё пронизано тревогой и напряжением. Свойственная Синезубову острота рисунка, диссонансы и столкновения линий сочетаются с контрастностью светотеневого решения, резкостью цветовых отношений. При этом насыщенный, глубокий цвет стен то сгущается и темнеет, доходя до иссиня-чёрного, то приобретает звучность, вспыхивая тревожным холодным светом. Цвет используется не столько для моделировки формы, но прежде всего как средство эмоциональной выразительности. А характер воплощённого переживания, его внутренняя напряженность, равно как и поэтическая утончённость и хрупкость, присущие образу, - определяют существенные грани творчества живописца. В некоторых работах он чуть усиливает внешнее движение («У зеркала» 1920), а в других, напротив, даёт статичную фигуру («Женщина в красном» 1919). Но и в том и в другом полотне столкновения линий и форм делают равновесие неустойчивым, придают образу что-то нервное, беспокойное.
Н. Синезубов «Женщина в красном» 1919 г. Холст, масло Собрание Т.В. Рубинштейн |
В те годы критики сетовали, что у одних художников есть живопись, но нет картины; у других — есть картина, но нет живописи. Синезубов был в числе мастеров, сумевших соединить высокие живописные качества с умением продуманно построить, организовать холст в соответствии со своими содержательными задачами. Поэтому даже исполненные прямо с натуры портреты («Женщина в красном») лишены этюдности, в работах другого рода («Девушка у зеркала») изобразительные средства подчинены созданию картины, притом определенного рода. Это вещи подчеркнуто станковые, что воплотилось и в тщательности живописной проработки пластической формы, и в небольшом размере. Чаще всего он изображает непритязательные сцены, выявляя эмоциональную атмосферу человеческого существования, которая отнюдь не кажется спокойной и тихой, да и могло ли это быть в ту полную драматизма эпоху? К прямому изображению событий революционной поры художник обращался редко. Он исполнил для журнала «Творчество» ряд линогравюр, посвящённых революционным боям, наиболее драматичная из которых – «Баррикада».
Но взволнованность и тревога тех бурных лет более всего проявилась в его бытовых сценах.
В это время ощутимо стало стремление художника к светлой гармонии, к преодолению диссонансов бытия, обретению опоры в устойчивых «вечных» ценностях. Он обращается к теме материнства. В картине «Мать» (1919) плавные контуры, мягкая цветовая гамма, матовая фактура, топкость и деликатность живописного строя служит созданию образа, полного благородства и поэзии. Бытовое начало в картине не исчезло, но отошло на второй план, уступив место возвышенности образа.
Н. Синезубов «Мать» 1919 г. Холст, масло. 64x46 см. Государственный Русский музей |
Однако и эта работа отнюдь не безмятежна. В облике женщины чувствуется чуть уловимый оттенок печали. В других произведениях грустные ноты звучат отчетливее. Картины «Доение коз» (1919), «Ужин» (1918), офорт «Очередь» (1919), воссоздающие с мягкой и проникновенной интонацией скудный быт голодных лет, полны сочувствия к людям. К подобным работам относится и акварель «Сцена на улице» (1918), в отличие от «Очереди» она решена без непосредственных примет времени. В ней ещё заметнее мотив неустроенности, незащищённости, но в человеке здесь — не только что-то забитое и жалкое, одновременно угадываются робкая надежда, ощущение чистоты и хрупкости человеческих чувств.
Вероятно, именно такие вещи дали основание А. Фёдорову-Давыдову говорить о «своеобразном преломлении традиций раннего Пикассо». Думается, что это очень верное замечание, если иметь в виду не просто сходство отдельных фигур, а глубокую внутреннюю связь с существенными гранями творчества великого художника. Связь, которая отнюдь не означала подражание. Большинство работ Синезубова кажутся более конкретными, бытовыми по сравнению с вещами Пикассо. В бытовых сцепах художник открыл и печальную поэзию и глубокую человечность, которые ощущаются в бродягах и странствующих комедиантах знаменитого мастера.
Неприютность мира проявляется, но уже иначе, в группе работ, связанных с темой города. В акварели «Улица» (1918) город выглядит особенно холодным и жутким. У Синезубова часто встречаются мотивы ночного города - - в офортах «Под фонарём» (1919), «Ночь» (1920), в линогравюре «Ночь» (1919—1920). Как порождение ночного города возникает тема «дна» — ресторанчики, уличные девицы, пьяное веселье. Всё это изображается без тени насмешки или цинизма. В самом разгуле проступает нечто болезненное и жалкое (офорт «Разгул», 1919). В картине «Кабачок» (1920) по контрасту с темой увеселения ещё сильнее чувствуется изломанность человеческих судеб. В другом «Кабачке» (1919) — вульгарность облика действующих лиц переплетается с горечью и одиночеством. Разумеется, восприятие города как чего-то зловеще-пугающего, враждебного, а подчас и фантасмагорического не было новацией. По-разному и очень широко прозвучала эта тема ещё в дореволюционном искусстве у художников различных направлений — от мирискусников (М. Добужинский) до авангардистов, В обращении к мотивам «дна», полусвета можно ощутить косвенное влияние Лотрека. Но если у Синезубова чувствуется иногда почти лотрековская острота, то беспощадность взгляда и едкая ирония Лотрека чужды Синезубову. Он гораздо мягче относится к своим героям и не столько «обнажает язвы», сколько сострадает и вновь — на этот раз с иной стороны, чем в «Очереди» или «Сцене на улице», — подходит к теме человеческой неустроенности, незащищённости.
Н. Синезубов «В питейном заведении» 1918 г. Холст, масло. 64х55 см. Елецкий городской краеведческий музей, Липецкая обл. |
Став членом общества «Маковец», Синезубов принимает участие в двух последних выставках объединения. С художниками, входившими в него, он был знаком раньше, участвовал в 1921 году в организованном ими выпуске нескольких альбомов литографий, а в журнале «Маковец» была напечатана его статья «Судьба художника» (1922), но участия в первой выставке общества художник не принял, вероятно, в связи с тем, что был в это время в Германии (1922— 1923 гг.). Вступление в общество не было случайным. В «Маковце» заметную роль играли мастера камерно-лирического плана, чье искусство духовно было близко Синезубову, Импонировали ему и высокая культура этих художников, и их ориентация на старых мастеров», так как в его собственном творчестве после знакомства с европейскими музеями наметилась тенденция к использованию не столько опыта искусства XX века, сколько более старых традиций европейской живописи. Именно в них хотел он найти опору своему стремлению к гармонии к обретению стабильных ценностей. Напряжённость и острота эмоций, свойственные более ранним работам, уступают место новой живописной манере, основанной на чистом, мягком, лишённом звучности и насыщенности колорите и преимущественно тональных принципах моделировки формы.
Одно из характерных произведений нового периода— картина «Купальщица» (1927). Тонкость колористических отношений, мягкость трактовки формы сочетаются здесь с тщательной (вполне в духе хороших «музейных» образцов) разработкой живописной поверхности. Живопись плотная, но не пастозная, создающая впечатление почти «эмалевой» поверхности, увеличивает ощущение «драгоценности» этой маленькой вещи. Уроки старых мастеров явно не прошли для Синезубова даром.
Н. Синезубов «Купальщицы» 1927 г. Государственная Третьяковская галерея |
В то же время нарастающее стремление обрести высокую и светлую гармонию не могло погасить присущую художнику напряжённость восприятия и остроты переживания жизни: это чувствуется, например, в «Автопортрете» (1927). Он лишён резких диссонансов, но под внешней сдержанностью спрятано внутреннее напряжение, которое проступает во взгляде, в жесте, в рисунке складок одежды. Новые искания не привели к утрате эмоциональной силы и творческого темперамента, как это показалось отдельным критикам той поры, но темперамент этот стал более скрытым, драматизм— во всем пластическом строе полотна.
Синезубов — представитель той камерно-лирической линии нашего искусства, которая сыграла важную роль, утверждая в переломную эпоху, обращённую прежде всего к решению глобальных проблем, внимание к личности, к тонким человеческим переживаниям.
Очевидно и другое - творчество живописца не столько открывало путь новым экспериментам, сколько выражало некоторые грани мироощущения, восходящие к предреволюционной эпохе. В этом смысле Синезубов — один из тех, кто нёс эстафету глубоко нравственного, психологически наполненного искусства.
Б. Берман
журнал "Творчество" № 11 1981 год
На аватаре: Николай Синезубов "Автопортрет" 1947 г. Холст, масло. 71х43 см. Государственная Третьяковская галерея
Н. Синезубов «Дом» 1910-е гг. Холст, масло. 52,5х70 см. Собрание галереи «На Ленивке», Москва. |
Н. Синезубов «Семья за столом. Чаепитие.» 1918-1919 гг. Нижегородский художественный музей |
Н. Синезубов «Доение коз» 1919 г. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник |
Н. Синезубов Последний прижизненный портрет Александра Блока. 1921 г. Бумага, тушь, акварель. Государственный литературный музей, Москва. |
Н. Синезубов «Улица» 1919 г. Холст, масло. 97х74 см Ивановский художественный музей, г. Иваново |
Н. Синезубов «В трактире» 1919 г. Одесский художественный музей, Украина |
Н. Синезубов «Двое за столом» 1920 г. Холст, масло |
Н. Синезубов «Фантазия» 1919 г. Рисунок. 24,3 х 18,6 см |
Н. Синезубов «Певица» 1918 г. Холст, масло. 93x66 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань |
Н. Синезубов «У умывальника» 1918 г. Холст, масло. 57x40 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань |
Н. Синезубов «Обнажённая в интерьере» Доска, масло. 35х27 см |
Н. Синезубов «Баррикада» 1918-1919 гг. Нижегородский художественный музей |
Н. Синезубов «Снег в городе» 1920 г. Холст, масло. 44 x 61,5 см |
Н. Синезубов «Синий день (Красный дом)» 1920 г. Холст, масло. 53x46 см Ярославский художественный музей |
Н. Синезубов «В парикмахерской» 1920 г. Холст, масло. 82x62 см Нижнетагильский художественный музей |
Н. Синезубов «Улица. Весна.» 1920 г. Картон, масло. 61х50,5 см. Государственный Русский музей |
Н. Синезубов «В саду (Сад белых гортензий)» 1920-е гг. Картон, темпера, 35,5х43,5 см |
Н. Синезубов «Пейзаж с купальщицами» 1920-е гг. 35,5 х 44 см |
Н. Синезубов «Cолнечный день» 1927 г. Бумага, акварель |
Н. Синезубов «Портрет африканской девушки с золотой сережкой» 1931 г. Картон, масло. 40х33 см |
Н. Синезубов «Вид на Вильфранш-сюр-Мер» Франция, 1933 г. Холст, масло. 32,5х38 см |
Н. Синезубов «Портрет дамы» 1934 г. Холст, масло. 46 х 32,5 см |
Н. Синезубов «Тёмная улица» 1933 г. Холст, масло. 50 х 31,5 см |
Н. Синезубов «Парижское кафе» (Place de marché En Corse) 1934 г. Картон, масло. 34,5x29 см |
Н. Синезубов «Париж. Площадь Денфер-Рошеро» 1934 г. Холст, масло. 33х41 см |
Н. Синезубов «Portrait de M. Simanpart» (Портрет г-на Симанпа) 1935 г. Холст, масло. 50x35 см |
Н. Синезубов «Woman from the back» (Женщина со спины) 1939 г. |
Н. Синезубов «Читающая женщина в метро» 1943 г. Холст, масло. 33,5х24 см |