Академическая дача им. И.Е. Репина – творчество и отдых
На полуострове, в очень красивом местечке Тверской области круглый год перед живописцами радушно открывает свои двери база Союза художников Российской Федерации. В обиходе её называют «Академичка», и она расположена одновременно на берегу реки Мсты и озера Мстино. Это совсем недалеко от города Вышний Волочёк, всего 15 км. Во второй половине XX столетия во всех окрестностях (деревни Подол, Терпигорье, Кишарино , Валентиновка и др.) поселилось множество художников, поскольку эти красивейшие живописные места дают им вдохновение.
Древний водный путь
Некогда из Великого Новгорода к Волге по водам Мсты шёл оживлённый торговый путь из варяг в греки. Караваны купеческих судов отправлялись в Византию и Персию со своими национальными товарами, и в другие южные моря за пряностями, тканями и другими предметами роскоши. Эта водная дорога успешно работала и во времена Петра Великого, по приказанию которого на месте бывшего волока (отсюда и название Вышний Волочёк) была прорыта сеть каналов. Это место посетила и императрица Екатерина II и даже здесь останавливалась в большом доме на высоком берегу Мсты. Только строительство железных дорог привело эти места к запустению. Однако красота этих дивных мест, поросших соснами, дала им новую неожиданную жизнь.
История возникновения
Общественный деятель, предприниматель и меценат Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889) имел на берегу реки Мсты Александровское имение.
Василий Александрович Кокорев |
Он начал собирать коллекцию живописи и графических работ с середины 50-х годов XIX столетия. Уже через десять лет в его собрании были произведения русской и западноевропейской школ в немалом количестве. Бывший крестьянин, богатейший откупщик В.А. Кокорев первым в России открыл в Москве публичную общедоступную картинную галерею. В ней было, по приблизительным оценкам, от четырёхсот до шестисот картин и скульптур. Только работ Карла Брюллова в его собрании было не менее сорока, а ещё пейзажи А. Боголюбова (11), картины И. Айвазовского (примерно 20) и В. Тропинина (6).
В конце 1870-х годов Василия Александровича, когда он был в своей усадьбе, посетили молодые, тогда ещё неизвестные художники И. Репин и А. Кившенко. Многие полагают, что именно во время этой встречи возникла мысль открыть на другом берегу в пустом доме, который принадлежал Министерству путей сообщения, дачу для студентов Академии художеств, поскольку тут совершенно неповторима красота природы: воды озера и реки Мсты, солнце, тишина, высокий холм, с которого открываются потрясающие виды, запущенный парк и необитаемый дом могли дать пищу для вдохновения многим поколениям художников.
Открытие «Академички»
Спустя некоторое время, а именно в 1884 году, 22 июля, сорок десятин земли с парком, домом и различными строениями отдали в аренду Академии художеств сначала на 15 лет, а затем в бессрочное пользование. В. А. Кокорев на свои средства в 1885 году благоустроил центр, выстроив восьмигранный павильон с балконами. Его украсила разнообразная резьба. Он стал художественным сердцем всего ансамбля. Внутри павильон был обшит деревянными досками, которые имели нежно-розовый оттенок, и состоял из зала, кабинета руководителя Академии, кабинета его супруги и помещения для богослужения. В парке, который привели в порядок и сделали уютным (на средства В. Кокорева), были построены беседки, поставлены скамейки и разбиты клумбы. Дополнительно В. А. Кокорев приказал пустить небольшой паром через Мсту. Вначале это место назвали Владимиро-Мариинским приютом в честь членов императорской фамилии.
Первоначально на дачу отправили всего десять студентов. Но уже через три года их было 35. Причём 10 из них содержалось на деньги, выделенные В. Кокоревым. «Академисты» приезжали на весенне-летний и осенний сезон. Ранней весной, поздней осенью и зимой на даче учащихся не было. На содержание каждого человека Академия отпускала 20 рублей. Кроме того, пять рублей студент получал лично и закупал себе бумагу, карандаши, холсты, кисти, краски. Всё было для них бесплатным. Вернувшись в Академию, ученики делали выставки своих работ. Если студент писал много и хорошо, а это проверялось преподавателями, то его на дачу могли отправить ещё не один раз. Обычно выбирались не только способные, но и примерные молодые люди. Их поведение контролировалось. На этюды они шли после завтрака. Каждый искал наиболее живописное место. При этом уйти они могли весьма далеко, примерно километров за восемь-десять.
Спиртные напитки на дачу привозить было запрещено. В окрестных деревнях их тоже не продавали. В павильоне редко, но устраивали вечера или давали любительские спектакли, на которые приглашали наиболее аристократичных людей, проводивших здесь лето. Студенты одевались опрятно и скромно, а их деятельность была почётна. Гости собирались с удовольствием.
Как жили «академисты»
Василий Александрович Кокорев дополнительно к уже существовавшему на то время большому дому и флигелю, где были удобные спальни и библиотека, построил ещё несколько помещений, а кроме того, чтобы студенты могли заниматься спортом, устроил «гигантские шаги», закупил лодки для катания по озеру, а также соорудил площадку для крокета. Кроме этого, здесь имелись два зала для мастерских и фотолаборатория с самым современным по тому времени оборудованием.
Кто из знаменитых художников работал в Тверской губернии
Студентов по настоянию В. А. Кокорева регулярно по очереди навещали их профессора из Академии. Когда приезжал Архип Куинджи, то обожавшие его студенты вместе с Архипом Ивановичем садились в лодку и плыли на живописный остров. Целый день они работали на пленэре, а вечером у костра пели под гитару. Разные истории рассказывают об «Острове Куинджи».
И.Е. Репин тоже был здесь частым гостем. Он написал здесь этюд, который теперь находится в ГРМ.
И.Е. Репин |
Чаще всего Илья Ефимович останавливался в комнатке на мезонине, где теперь находится небольшой музей И. Репина. Тут же стоит копия его этюда. Еще он любил жить в деревеньке Котчище. Живал он на Академической даче обычно не более суток, но его приезд создавал студентам праздничное настроение.
В 1904 году сюда прибыл один из наиболее способнейших «академистов» – Исаак Израилевич Бродский. Уроженец яркого юга, здесь он был пленён сероватыми неброскими тонами. Один из его самых поэтичных этюдов, «Сквозь ветки», был написан именно на Академичке.
В селе Берёзки жил и работал Н.К. Рерих. Обычно с ним приезжала семья. Он не только писал, но и занимался археологией. Позже в Берёзках любил работать Михаил Васильевич Нестеров.
До революции в этих местах работали В. Серов, И. Левитан, А. Васнецов, П. Митурич, А. Рылов, А. Рябушкин, Н. Богданов-Бельский. Достаточно имён?
После революции
В 1918 году Академию художеств закрыли. Вместо неё образовывались различные художественные мастерские, которые потом распадались. В домиках художников разместился пионерский лагерь. Он просуществовал там до Великой Отечественной войны.
Послевоенные годы
В 1947 году в Москве открылась Академия художеств СССР. В первое трудное десятилетие её становления председателем был А.М. Герасимов. Руководителем организации «Всекохудожник» с 1940 по 1949 год был жанрист и пейзажист Тимофей Ильич Катуркин (1887 – 1957). Именно он вместе с Д. Сусловым и Д. Гапоненко возглавлял послевоенное восстановление Академической дачи с 1948 года. Средств и денег у разрушенной войной страны было очень мало. Его заместитель Дмитрий Степанович Суслов (1907 – 1964) неоднократно с блокнотом в руках ездил на Мстинское озеро, чтобы конкретно уточнять, что сохранилось из построек, а что требует немедленного ремонта и восстановления. Бывший фронтовик, художник в содружестве с Т.И. Катуркиным сделал всё возможное, чтобы как можно быстрее открыть возрождаемую на новых началах Академическую дачу. По мнению её организаторов, она должна была функционировать круглый год. Только к концу 1970-х годов была завершена её реконструкция. Члены Союза художников жили бесплатно, а их семьи за минимальные, чисто символические деньги получали здесь удобный кров. У живописцев были просторные светлые мастерские. Все признавали Академическую дачу как центр творческой художественной жизни. В «Академичку» обычно приезжали на два месяца. Но если над предварительным этюдом работа продолжалась, то срок могли пролить вдвое, а то и втрое. Здесь работали такие признанные мастера, как Г. Нисский, Ф. Решетников, С. Герасимов, В. Токарев, В. Гремитских, В. Шумилов, братья Ткачёвы и не только они, но и многие другие менее известные, но отличные пейзажисты.
Присвоение нового имени
В честь 80-летия со дня открытия «Академической даче» в 1964 году ей дали название «Дом творчества им И.Е. Репина». И только в 2004 году почтили память её основателя В.А. Кокорева мемориальной доской на стене павильона. А ведь именно он создал место, которое теперь называют «русским Барбизоном», где благодаря В. Токареву сохранилась школа русского реалистического искусства.
Сегодняшний день
«Академичка» открыта и ныне круглый год. Любой желающий может забронировать здесь комнату. В огромных высоких (3,5 м) мастерских удобно устанавливаются мольберты, столы и подставки для готовых работ. Имеется возможность арендовать целый домик с мастерской и работать даже в период дождей. Теперь, после очередной реконструкции 90-х годов, Дом творчества «Академическая дача художников» вновь активно приглашает живописцев в эти пленительные места.