Энвер Дзерулович Ишмаметов родился зимой 1916 года в сельской местности Пензенской губернии в селе Алагулово. В 20 лет после учёбы в столичном изотехникуме памяти 1905 года поступил в Московский государственный художественный институт имени Василия Сурикова, созданного на базе ВХУТЕИНа. Закончил его уже во время войны в 1942 году. С 1945 года был членом Союза художников СССР. Его работы выставлялись в 1948 году на выставке «30 лет ВЛКСМ», через год прошла «Выставка советской живописи и графики» в Москве, а в 1955 году - «Весенняя выставка МОССХ» и в других выставках.
Картины художника хранятся в МГУ им. М.В.Ломоносова в Москве, в музеях Иркутска, Самары, художественная галерея картин Татарстана в Казани также имеет их в своем каталоге. Кроме этого его картины можно встретить в частных собраниях не только по России, но и за рубежом.
Его работы наполнены самобытностью и колоритом татарского народа. Особенно это ясно видно в эскизах к тематической картине «Сабантуй», праздника плуга, который праздновали после окончания посевных работ в татарских сёлах. Среди эскизов выделяются такие работы, как «Разговор», где изображены двое мужчин преклонного возраста, пришедших на праздник, делящихся между собой впечатлениями от столь торжественного мероприятия, а может быть, они обсуждают прошедшие посевные работы.
Другая работа «Сидящий мужчина» уже точнее передает атмосферу праздника, в его выражении лица угадывается интерес к происходящему на празднике, скорее всего он следит за национальной борьбой куреш. Все эти эскизы можно отнести к соцреализму, хотя они в основе своей являются натурными зарисовками односельчан художника Ишмаметова Энвера Дзеруловича.
Среди его работ есть и импрессионизм, взгляните на картины «Бурёнка» и «Куры», и сами убедитесь в этом. Картины "Автопортрет", "Собор в Суздале", "Старуха" и "Ай-Петри" – реализм. Психологический портрет татарской бабушки на картине «Старуха» на мой взгляд нисколько не соответствует названию. Ишмаметов написал богобоязненную женщину, которая держит в руках чётки (тасбих), используемые мусульманами для счёта восхвалений Аллаха, чтобы не запутаться при перечислении Его имён. По-моему, она как раз этим и занимается, после намаза - молитвы Всевышнему.
У этого художника есть ещё одна картина на эту тематику, которая так и называется - «Молитва», но на ней уже изображён мужчина в летах. Даже, если бы эту картину назвали бы «Старец», было бы лучше, чем предыдущее название «Старуха», хотя бы «Старушка» назвали бы!
Живопись маслом «Ай-Петри», написанная на картоне, относится скорее к импрессионизму чем к реализму. Картина появилась в 1964 году - насыщенный цветом пейзаж, на котором зелёные деревья на белом фоне ледников гор подчёркивают живую природную насыщенность крымского лета, когда всё вокруг цветёт, растёт и благоухает ароматами цветущих растений. От картины веет летним теплом! Художник сумел показать своё развитое чувство цвета, используя почти все оттенки зелёного цвета, начиная от нежного салатового оттенка до самого насыщенного тёмного. Обычно такой подход зрительно утяжеляет изображение из-за перегружённости тёмными тонами но, как не удивительно, этого не произошло!
Ещё одной удачной работой Энвера Ишмаметова является портрет «Татарочка» в стиле импрессионизма, благодаря которому на картине отсутствуют мелкие детали. Зритель, не отвлекаясь на них, полностью внимает тому, что хотел показать мастер, а именно выражение лица. Несмотря на то, что лицо женщины показано в профиль, оно выглядит достаточно выразительно, чтобы увидеть (как мне кажется) печаль и тревогу в её глазах. Между прочим, в профиль передать эмоции очень трудно, а у Энвера Дзеруловича это получилось.
Манера письма Ишмаметова представляет соцреализм в совершенно непривычной для зрителя форме и это определенно стоит принять во внимание, выбирая одну из его картин для оформления интерьера помещения.
Рустем Массаров