Творчество художников, прошедших долгий жизненный путь вместе, постоянно обменивающихся впечатлениями, советами, опытом, непременно будет иметь общие черты, тем более что оба избрали один и тот же вид искусства. Немало общего объединяет и произведения графиков Анны Александровны и Николая Ивановича Костровых, выставка которых была открыта весной в Ленинграде.
Неискушённый зритель, переходя из зала в зал, порой не сразу замечал, что произведения Кострова уже сменились экспозицией работ Костровой. Его обманывали внешние черты сходства — техника свинцового карандаша и лёгкой, сдержанной по цвету акварели, пейзажные мотивы одних и тех же городов.
Разделяют же произведения двух мастеров глубинные истоки несхожих характеров: Николай Костров — художник с фундаментальной подготовкой, ученик М. Матюшина, в преподавании которого важное место занимала проблема пространственного видения. Она увлекла и Кострова. В рисунках он стремится изображать пространство как часть неограниченного целого.
Зритель видит пейзаж художника, но ощущает его продолжение за пределами листа. Получается так называемое круговое видение, в фокусе которого сам художник, а следовательно, и зритель. Так рождается момент присутствия, создающий ощущение своеобразного сотворчества зрителя и автора. Достигается всё это не эффектными приёмами, а глубинным знанием законов искусства.
Н. Костров «Выходной день» 1981 г. Бумага, карандаш, 59х74 см |
Произведения Н. Кострова требуют пристального и длительного рассматривания: за внешней простотой изображения — сложный мир, аналитическая мысль художника. Рисунки Кострова точны и достоверны, но главное в них — гармоничная цельность природы. Отсюда эмоциональная сдержанность его произведений, вызванная не восторженным, а спокойным и бережным чувством.
Н. Костров «Лыжники», 1950-е годы |
У Анны Костровой, напротив, творческий импульс идёт от эмоционального восприятия окружающей жизни. Портреты, пейзажи, рисунки животных и птиц полны нежной любви автора, лишённой слащавой сентиментальности. Серии портретных зарисовок — медсестёр, студентов, рыбаков, врачей, художников — отличают достоверность образов, точность характеристик.
Анна Кострова «В булочной» Бумага, автолитография. 55,5х47 см, 1971 г. |
Для А. Костровой характерны широта творческих интересов, искреннее восприятие мира. Труд людей, красота и разнообразие природы, грандиозность строек, прелесть животных — ничто не оставляет её равнодушной, она всё это фиксирует в памяти, претворяет в рисунках, акварелях, эстампах. С той же творческой ненасытностью осваивает она литографию, офорт, пробует силы в линогравюре.
Анна Кострова «Под Черновцом» Бумага, цветные карандаши. 25,3х37,7 см, 1935 г. |
Если Анна Кострова никогда не могла и не хотела сдерживать творческую любознательность, то Николай Костров, напротив, постоянно ограничивал круг своей работы. В его искусстве всегда живёт внутренняя сосредоточенность. Он будто преуменьшал возможности своего дарования, и только в произведениях 70-х годов эмоциональное чувство стало активней.
Он начинал свой творческий путь живописцем. Позже любовь к звучному цвету претворял в напряжённость тональных отношений карандашных рисунков.
Н. Костров «Освещённый солнцем» 1927 г. Бумага, наклеенная на картон, акварель, 25х20 см |
Но эта любовь всё же нашла свою дорогу, когда художник поехал с выставкой произведений ленинградских художников в древний Созопол, что в Болгарии.
Яркие краски южной природы заставили его взяться за кисть и передать в звучных глубоких синих тонах обаяние небольшого приморского города. И не будь этих пейзажей на выставке, творческая личность Н. Кострова не раскрылась бы так полно, не были бы так понятны его наполненная методическим трудом жизнь, его умение сильные чувства передавать в сдержанной, внешне не броской форме и вдруг «отпустить тормоза» и в полную силу цвета сказать о яркости солнца, о радости бытия.
И если попытаться дать общую характеристику выставки работ художников Костровых, то надо сказать об ощущении честно прожитой жизни, о скромности и полной самоотдаче любимому искусству.
А. Павлинская
Журнал «Художник» № 11, 1979 г.
На аватаре: Николай Иванович Костров с супругой Анной Александровной
Н. Костров «На ВСНХ в 1939 году» 1940 г. Бумага, цветная литография. |
Н. Костров «День выборов в Верховный Совет СССР в колхозе» 1939 г. Бумага, цветная автолитография. 43,2 × 57,1 см |
Н. Костров «Натюрморт с газетой» 1929 г. Холст, масло, 65х85 см |
Н. Костров «Рыбалка на Неве» 1950-е годы |
Анна Кострова «Ленинград. Кировские острова» Холст, масло. 37х44 см, 1939 г. |