Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
02.04.2020 Арт-реальность Николая Седнина. Экскурсия по дому-музею. 15.03.2020 Советский художник Андрей Иванович Плотнов 15.03.2020 Отзывы читателей на статью "Художник Николай Синезубов" 14.03.2020 Художник Николай Синезубов 04.03.2020 Мир распахнутый и бесконечный 28.02.2020 Искусство искреннее и доброе 23.02.2020 Художник и поэт Владимир Абрамович Ковенацкий 19.02.2020 Реализм Бениамина Басова 12.02.2020 Мастер акварели и офорта 11.02.2020 ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ 04.02.2020 Заметка о художнике Владимире Гремитских в газете «Вечерняя Москва» 03.02.2020 Раздел "За рубежом" в журнале "Творчество" за ноябрь 1981 года 30.01.2020 МАСИ — Академия Нового Времени 26.01.2020 Дача "Саламбо" в Гурзуфе – место для души и творчества Константина Коровина 25.01.2020 Неизвестная жизнь Митрофана Грекова 24.01.2020 Чеховский пляж в Гурзуфе 14.01.2020 Комментарий к статье «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 23.12.2019 В Академии Сергея Андрияки с 12 декабря начала работать эпохальная выставка Аркадия Александровича Пластова 18.11.2019 О статье «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 30.10.2019 Рождение звезды в России: Орден «Звезда Виртуоза» (Stella Virtuoso) - высшая международная награда в области искусств 15.09.2019 Из книги Николая Седнина «РИСУНКИ ИЗ СОБЫТИЙ» Рассказы о жизни в искусстве 04.09.2019 Шедевр – что это? 04.08.2019 В магазине подержанных вещей в Нью-Йорке был куплен рисунок Эгона Шиле 24.07.2019 О современной культуре 10.07.2019 Аукцион Sotheby’s купил крупнейший владелец СМИ за 3,7 млрд. долларов 02.06.2019 «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса, этюды Ф. Бэкона и моё на то мнение 12.05.2019 Несколько слов о художественном познании 30.04.2019 Об этюде и картине 16.04.2019 О некоторых проблемах в художественном творчестве 22.02.2019 Грандиозный проект серии выставок картин И.Е. Репина 14.02.2019 Как я полюбил живопись 22.01.2019 Как постановление Правительства пошло во вред художникам 10.01.2019 Дискуссия на Facebook по поводу статьи А. Гремитских «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 28.12.2018 Подарок мужчине на юбилей - картины на тему охоты и рыбалки. 27.12.2018 Декабрь 2018 года. Последние торги на аукционах Запада. 09.12.2018 Зима. На ВДНХ открывается музейный сезон. 06.12.2018 О статье Александра Гремитских «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 28.11.2018 Фредерик Грант Бантинг - учёный, военный врач, художник 18.11.2018 О важности документов на произведения 07.11.2018 «Мейд ин Чайна» 26.10.2018 Светлой памяти прекрасного мастера живописи, русского, советского художника Анатолия Левитина 22.10.2018 КАК точно выставить цену за картину художника 20.10.2018 Искусство и Бизнес: клиенты, продажи 07.10.2018 Сайт продажи живописи и графики "Яварда" 03.10.2018 Зеркало российского искусствознания 30.09.2018 Об «оскорбительных» для художника предложениях цены за картину 30.09.2018 Новая звезда на небосклоне искусства 29.09.2018 Советы художнику 28.09.2018 О некоторых типах посетителей художественных выставок 16.09.2018 Влияние Октябрьской революции 1917 года на мир искусства 30.08.2018 К вопросу о стоимости живописи 15.08.2018 Триумф картин художников шестидесятых годов 07.07.2018 6-й сезон Международного конкурса искусств «Art. Excellence. Awards.» объявляется открытым! 04.07.2018 О значении рамы для картины 03.07.2018 Об одной картине художника Владимира Гремитских. Розы, Масловка, трамвай… 03.07.2018 Путин выбирает соцреализм 03.05.2018 Музей русского импрессионизма: создание, коллекция, выставки 04.03.2018 Академическая дача им. И.Е. Репина – творчество и отдых 16.02.2018 Творчество Владимира Георгиевича Гремитских 17.01.2018 О художнике В.Г. Гремитских 15.01.2018 Владимир Георгиевич Гремитских – советский художник 19.12.2017 Преемственность в русской живописи от передвижников до настоящего времени 02.12.2017 Картины советского художника Владимира Георгиевича Гремитских 07.11.2017 Живописная импровизационная музыка - тонализм 06.10.2017 Традиции реализма в русской и советской живописи 22.09.2017 Гремитских Владимир Георгиевич – художник с большой буквы 06.09.2017 Русский импрессионизм. Зарождение, его развитие, преемственность в советской живописи 30.08.2017 Ранний русский авангард – художественное объединение «Бубновый валет» 28.08.2017 Гремитских Владимир Георгиевич, картины разных лет. 27.08.2017 Картины художников в смешанной технике 13.08.2017 Картины темперой – эстетическое удовольствие на века 12.08.2017 Крымский пейзаж в творчестве московского художника Владимира Гремитских 11.08.2017 Акварель русских художников - естественность и лёгкость восприятия мира 10.08.2017 Рисунки художников в технике пастели. 08.08.2017 Неповторимые и прекрасные картины гуашью 07.08.2017 Картины акрилом: свежо, современно, неповторимо 18.06.2017 Итоги последних Русских Торгов в Лондоне 13.05.2017 ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, май 2017 г. 05.05.2017 Событие в "Гараже" 2017. Не пропустите! 02.05.2017 Советское искусство наконец-то признали европейским 02.05.2017 Сhristie’s в Москве 12.02.2017 Отзывы посетителей о выставке к 100-летию художника Владимира Гремитских 06.02.2017 Персональная выставка живописца Владимира Гремитских к 100-летию со дня рождения художника. 11.01.2017 Нежная и чувственная акварель Ирины Ломановой 18.12.2016 Уходя – не ушёл 23.11.2016 Отечественные пейзажи в память потомкам 25.10.2016 Талантливый человек талантлив во всём. Слово о художнике Владимире Николаевиче Лебедеве. 18.08.2016 Жизнь и творчество художника Сергея Васильевича Герасимова 23.07.2016 О художнике Аркадии Александровиче Пластове 28.06.2016 Почему так популярны картины художников в сказочно-былинном жанре? 28.06.2016 Натюрморты с овощами 28.06.2016 Историческая картина 09.06.2016 РЫЦАРЬ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА 01.06.2016 Разноплановое дарование Григория Шегаля 18.05.2016 Летние пейзажи: великолепие родной природы 16.05.2016 Выставка живописи «Лирика русской природы» 29.04.2016 Ольга Курзанова – художник нашего времени 29.04.2016 Николай Горлов – советский импрессионист 26.04.2016 Андрей Ковалевский – почувствуйте родную землю через его картины 18.04.2016 Весенний пейзаж в творчестве советских и постсоветских художников-реалистов 07.04.2016 Владимир Георгиевич Гремитских — уникальный человек и талантливый художник 19.03.2016 Жизнь и творчество Юрия Петровича Цыганова 17.02.2016 Творчество художницы Ирины Ломановой 04.02.2016 Картины Владимира Гремитских: талант вне времени и эпохи 15.01.2016 Игорь Павлович Рубинский и Павел Игоревич Рубинский – семейные художественные традиции 28.12.2015 Советский график Соломон Самсонович Боим 15.12.2015 Художник Павел Семёнович Семячкин 09.12.2015 Тверской график Евгений Дмитриевич Светогоров 02.12.2015 Борис Вячеславович Иорданский 26.11.2015 Алексей Иванович Деньшин 17.11.2015 Костромская художница Ирина Рыбакова 10.11.2015 Пензенский живописец Василий Матвеевич Беликов 30.10.2015 Отец и сын Рубинские 25.10.2015 Московская художница Ольга Курзанова 17.10.2015 Казанская художница Рушан Якупова 11.10.2015 Казанский художник Харис Якупов 06.10.2015 Акварелист Александр Фёдорович Карпан 29.09.2015 Художник Энвер Ишмаметов 23.09.2015 Художник Валерий Маковой 19.09.2015 Отзыв об электронной галерее ruskartina.ru 17.09.2015 Картины Владимира Волосова 14.09.2015 Художник Владимир Волосов 12.09.2015 Художник Виталий Стройнов 10.09.2015 В каждой картине раскрывается потенциал художника 07.09.2015 Правильный выбор мольберта для работы на улице и в помещении 04.09.2015 Живая акварель Ирины Ломановой 27.08.2015 В каждом из нас есть художник 11.08.2015 Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет. 05.08.2015 Русская охота в живописи 26.07.2015 Скромная красота русских деревень 22.06.2015 Там, наверху, только и разговоров, что о море 04.06.2015 Неужели не я, освещённый тремя фонарями?.. 12.05.2015 Блеск и загадка акрильной живописи 13.04.2015 Две судьбы 30.03.2015 Первым делом, первым делом самолёты... 24.03.2015 Славянские боги, оживлённые художником 27.01.2015 Художник, который дарит радость 23.01.2015 Что есть наш сайт (Письмо сына художника В.Г. Гремитских сыну художника В.М. Беликова) 20.01.2015 Творческая лаборатория Александра Карпана. (статья из каталога Витебск, 2002) 07.01.2015 Павел Весёлкин 29.12.2014 Письмо администратору сайта. 24.12.2014 Виталий Стройнов стал призером XIV международного конкурса «Вернисаж-2014» 17.12.2014 О художнике Игоре Тужикове 12.12.2014 Аравийские холсты 29.11.2014 Приглашение на сайт 14.11.2014 Выставка на проспекте Мира, 68 14.11.2014 Галерея "На Шаболовке" 14.11.2014 Выставка "Весна идёт!" в Костроме 13.11.2014 Выставка художников Марии Смерчинской и Ирины Беляевой «Чувства». 12.11.2014 Передвижной выставочный проект 20.10.2014 Чем руководствоваться при покупке живописи? Надо ли верить профессионалам?
Реализм Бениамина Басова увеличить изображение
Реализм Бениамина Басова

Проблема реальности в искусстве является одной из основных проблем нашей художественной жизни. Многие художники 70-х — начала 80-х годов делают основой своего творчества жизненное правдоподобие, ищут решение художественных задач в максимальном приближении к натуре. В этой тенденции, достаточно сложной и противоречивой, главным декларируемым принципом выдвигается обращение к традициям, причём не только к традициям большого реалистического искусства, но и к традициям «салона» (интерес к которому вспыхнул в последние годы во всем мире) — хотя и рядившегося в реальные одежды, но по сути глубоко враждебного реализму.

Противоборство искусства жизненной правды — и искусства, скрывающего под внешним правдоподобием внутреннюю фальшь; - искусства образно значительного — и целиком исчерпывающегося сходством с натурой; искусства реальности чувств — и искусства реальности морщин и пуговиц — это противоборство, проходящее через всю историю художественной культуры XIX-XX веков, в наши дни особенно обострилось. Оно требует очень ясных принципиальных позиций и от художников, и от искусствоведов; делает разговор о реализме насущно необходимым.

Борьба в искусстве решается не теоретическими спорами, но практикой самого искусства. Творчество Бениамина Басова, представшее перед нами на недавно прошедшей выставке, — веский аргумент в пользу искусства настоящей жизненной правды, яркая демонстрация тех неиссякаемых сил, что таятся в подлинной реалистической традиции.

Вглядываясь в работы Басова, проникая в мир его образов, в художественный строй его графики и живописи, можно понять, что такое настоящая реальность в искусстве и как разительно отличается она от пассивного буквализма, весьма активно, впрочем, утверждающего себя на выставках.

Кое-кто и по сей день склонен упрощать смысл реализма, сводя его лишь к «похожести» и отказывая реальному искусству в праве на глубину, сложность, «подтекст». Между тем, первое отличие реализма от натурализма заключается в том, что если натурализм весь исчерпывается поверхностным слоем жизнеподобия, то у подлинного реализма под этим слоем таится глубина, подчас, ничуть не менее труднодоступная нежели сложность самого усложнённого искусства. Басова вовсе не так легко понять. Этот, казалось бы простой художник, совсем не прост. Подобрать «ключ» к его вещам, быть может, потруднее, нежели распутать какой-нибудь художественный «ребус».

Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

С первого взгляда его творчество кажется предельно далёким от какой-либо затемнённости. Всё в нём читается ясно и свободно, будь то иллюстрации к «Бедным людям» и «Белым ночам» Достоевского, такие достоверные в изображении Петербурга с его дворцами и доходными домами, грязными лестницами и пустынным величием набережных; будь то сцены современной жизни в серии «Москва и Подмосковье» — точные и узнаваемые в своем «портретном» сходстве с действительностью. Кто не видел стариков, вяло сидящих на скамейках бульваров — точно таких, как «Пенсионер» Басова? Кто из людей, переживших войну, не помнит сцен, подобных тем, какие составляют сюжеты иллюстраций к «Судьбе человека» Шолохова, «Дому у дороги» Твардовского? Прощание, уход, бесконечные дороги, по которым бредут сорванные войной люди, рельсы и перроны полустанков…

Кто не встречал в жизни таких простых неприметных людей, как басовские Макар Девушкин и Варенька из «Бедных людей», доктор из «Палаты № 6»? Басов словно нарочно уходит от всего исключительного, экстраординарного. Он словно бы даже не выбирает— так обычны, скромны мотивы его живописных и графических пейзажей, так естественны сюжеты иллюстраций:  строго следующие за текстом сцены встреч Настеньки и Мечтателя в «Белых ночах»; многократно изображавшиеся и другими иллюстраторами «Бедных людей» похороны Покровского, сцена с шарманщиком. Не удивлюсь, если кто-то из посетителей выставки Басова воскликнет: «Да что ж такого в его творчестве? Я все это и сам знаю!»

Впрочем, вряд ли воскликнет. Уже при втором взгляде на работы Басова невольно ощущаешь: что-то тут не то; не та «узнаваемость», не та милая сердцу обывателя «похожесть», которая позволяла зрителю самодовольно ощущать себя вполне равным художнику. Прежде всего «не тот» художественный язык. В нём нет и следа мелочного перечисления, свойственного буквализму. Рисунок предельно точен, но это не точность ретушора, замусолившего картинку до полного сходства с фотографией, а точность мастера,  у которого каждая линия, каждое пятно попадают в цель, подчиняясь меткости глаза художника, силе его руки.

Сюжеты как будто случайны, а композиции продуманы, построены как архитектурное произведение, подчинены строгому ритму. Эта художественная построенность не только поднимает частный эпизод до картины большого образного обобщения, но и выявляет живую достоверность события, его подвижность, изменчивость. Фотографизм мёртв: пассивная фиксация натуры соотносится с реальностью не больше, чем восковая фигура с живым человеком. Жизнь может передать только искусство, способное отбирать и обобщать, переводить жизненные впечатления в художественное. 

Фронтиспис к повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
Фронтиспис к повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

Басов наделён этой художественной способностью в полной мере. Ничего случайного нет у него: тон, цвет, характер рисунка — всё раскрывает образный смысл глубоко, «изнутри», не прибегая к литературной описательности (без которой не живет натурализм), не нуждаясь ни в какой аффектации. Его работы, в особенности последних лет, не содержат не только аффектации, но избегают вообще всякой экспрессии, всякого внешнего обострения. Даже война предстаёт у него без всяких внешних аксессуаров трагедии вроде руин, сцен отчаяния или героического подъёма. Ничего нет труднее простоты в искусстве! Передать войну с помощью чёрных остовов домов, исступленных жестов и т. п. легче, нежели показать её только в настроении: в движении торопливо уходящих на восток солдат, потерянных среди просторов насторожившейся, затихшей как перед бурей русской природы; в жёстком ритме рельсов, перечертивших всё пространство ил-люстрации к «Судьбе человека» — и всю жизнь людей, — жены и детей солдата, чьи лица словно отодвигаются, отходят за край листа, как отодвигаются они в окне отъезжающего поезда.

Можно показать философскую сложность Достоевского с помощью усложнения искусства: смещений, метафор, символов. Но у Достоевского сложность извлечена из реальной будничной прозы, «пошлости», как называл писатель эту конкретную, до деталей достоверную подлинность изображённой им жизни. У Басова в его иллюстрациях трагедия создаётся не необыденными контрастами, а обыденной простотой, страшной своим бездушием, холодом по линейке расчерченных дворцов, серостью обезличенной и обесцененной человеческой личности.

Ощущение каждого, самого скромного «маленького» человека как личности, — и чувство беззащитности его перед лицом судьбы, одиночества в толпе людей — эта тема всей русской литературы, начиная с Пушкина и Гоголя, проходит через все иллюстрации Басова: от рисунка к «Смерти Ивана Ильича» Толстого, к темам литературы о войне и далее — к работе над произведениями Достоевского, затем Чехова, достигнув в «Палате № 6» быть может самого обнажённого звучания.

Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Палата №6»
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Палата №6»

Несовместимость мира сумасшедшего дома с человеческим достоинством, с тем неповторимым «я», что заключено в каждом, передана с особенной силой, и как всегда у Басова, с предельной простотой. Не сразу поймёшь, почему так тоскливо, холодно становится на душе, при взгляде на обмякшую, опустившуюся фигуру доктора, почему так несомненна обречённость этого человека? Серая, грязная, словно смазанная фактура рисунка в сочетании с холодной чёткостью прямоугольников окон, коек, стен, повторяющих ритм тюремной решётки, создают очень точное эмоциональное настроение «окаянного» мира чеховского рассказа. И в этот убогий, но казарменно-самоуверенный мир вторгнут живой человек, удивительно знакомый каждому из нас — контраст, на котором строит Басов всю серию, добиваясь очень напряжённого звучания, раскрывая не сюжет повести, но глубокие пласты и «подтексты» образности Чехова.

Сложные философские идеи великой русской литературы Басов передает художественными средствами, используя всю силу своего свободного зрелого мастерства.

Из техники чёрной акварели, напряжённого столкновения чёрного и белого вырастает образ иллюстрации к «Смерти Ивана Ильича»: обрисованный плотной заливкой фона белый силуэт измождённого лица, жалкой вытянувшейся шеи, смятой подушки — и чёрный провал, куда устремлены глаза умирающего — зрительное воплощение толстовской мысли о никчемности человеческой суеты перед «чёрной дырой» смерти.

Басов художник глубоко русский. Россия зримо предстала на его выставке: её история не лубочный «стиль Рюсс», но трагическая правда русской жизни, увиденная сквозь творчество Толстого и Чехова. Предстала современность, столь излюбленная художниками «средняя полоса». Басову чужд снобизм, с которым иные пейзажисты, живописуя идиллию природы, отбрасывают всё, что в неё вторгается — всю ту  «технизацию», что внёс в жизнь не только городов, но и сёл XX век. Ритмы современной жизни создали свой пейзаж, отнюдь не идиллический — с железнодорожными складами, блочными домами окраин, сутолокой заводских строений...

У Басова жизнь предстаёт какая она есть: сложная, ничем не приукрашенная, часто буднично-прозаическая Он не спешит брезгливо отворачиваться от «засилия технизации»; не склонен он и её эстетизировать. Он берёт современность в её реальной правде,   заставляя думать и о неизбежности перемен, и о том, как подчас они трудны для человека... Россия Басова — это Россия тех, кто живет в таких вот стандартных домах, толпится на этих полустанках, день за днём пробегает по улицам, подчиняясь стандартам и ритмам современной жизни. Эту, часто совсем не романтическую действительность, этих очень обыкновенных людей художник показывает просто и серьёзно, иногда с грустью, всегда — с острой любовью и жалостью.

Художники 80-х годов ищут реальности. Что ж, очень хорошо. Только пусть уж это будет, действительно, реальность: не музейные подделки, не слащавое «ретро», не натурализм, прикрывающий правдоподобием волосков в бороде полное отсутствие образного смысла. Пусть это будет настоящий реализм — суровая и откровенная правда, искусство высокой художественной силы, какой всегда владели лучшие наши художники. Какой владеет Бениамин Басов.

 

М. ЧЕГОДАЕВА

 

Газета «Московский художник» № 23 от 4 июня 1982 г.

 

На аватаре: Б.М. Басов

..