Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Неизвестная жизнь Митрофана Грекова увеличить изображение
Неизвестная жизнь Митрофана Грекова

Какая правда известна нам об основателе  советской батальной школы живописи Митрофане Борисовиче Грекове? Его годы жизни 1882 – 1934. В Одессе и Ростове  его именем названы художественные училища. Он - создатель первой советской диорамы «Взятие Ростова». Его знаменитая картина «Тачанка»  – символ Гражданской войны. Наверное, только это и достоверно.

 

 Детство и юность

 

 К сожалению, в Википедии  и в многочисленных монографиях, посвящённых Митрофану Борисовичу, ошибки переходят одна в другую. Мало кто брался ознакомиться с воспоминаниями художника, чтобы узнать правду. Точны только место и дата рождения: 1882 год, станица Шарпаевка, в которой жил отец будущего художника, дворянин, казачий офицер Борис Иванович Греков. Он был сыном генерала, образованным человеком. Ещё при императоре Николае I под командованием  атамана графа М.И. Платова предки Б.И. Грекова сражались за Россию, затем занимались коннозаводством. В этот период они обустроили шлях, который существует до наших дней и так и называется - Грековский шлях. После ухода в отставку Борис Иванович сдавал внаём землю. Он был женат на казачке Адамовой, которая, родив двух

Семья Грековых
Семья Грековых

детей, умерла. После её смерти в дом вошла, ища защиты от мужа, Ирина Алексеевна Мартыщенко из иногородних, украинка из не казачьего рода, которая была на 15 лет моложе генерала. За ней явился муж, за которого молодую девушку выдали замуж насильно, и потребовал от барина вернуть жену. Но она осталась в доме хозяина и стала нянькой для его осиротевших детей. Позже они полюбили друг друга, и у них родилось четверо детей. Семья Бориса Ивановича была против их брака. Кроме того, за связь с крестьянкой Грекова лишили дворянства. А детям не позволили взять фамилию отца. Так появился Митрофан Мартыщенко. Отчество будущему художнику дали Павлович, по имени крёстного. Родня потребовала, чтобы Б.И. Греков поехал свататься к достойной невесте. Пока он ездил, его гражданскую жену выселили вместе с детьми из дома, и она сняла себе жильё на окраине станицы. Только после смерти её законного мужа в 1911 году паре удалось обвенчаться, а детям получить фамилию Греков и отчество по их фактическому отцу. На тот момент Митрофану Борисовичу Грекову было уже 29 лет.

 

 Город у моря

 

 В 17 лет тогда ещё Митрофан Мартыщенко поехал в Одессу поступать в художественное училище. Рисовал он постоянно и не мог жить иначе, хотя родные не были рады этому увлечению. Как ни странно, его приняли. Дело в том, что для поступление в училище непременно требовалось знание французского языка, которого молодой человек из казачьей станицы, естественно, не знал. Татьяна, племянница художника, в книге «Певец подвига», изданной в 1973 году, в этой связи описывает следующий случай: к Митрофану подошёл юный щёголь и с сочувствием сказал: «Значит, надо домой? Очень жаль. А я – Бурлюк. Вы читали мои стихи? Меня берут во 2-й класс». Но неожиданным образом работы Мартыщенко заинтересовали старшего преподавателя, знаменитого Кириака Константиновича Костанди,

Кириак Константинович Костанди
Кириак Константинович Костанди

вероятно вспомнившего свою голодную юность и поддержку Айвазовского. Так молодого человека приняли во второй класс Одесского художественного училища имени Великого князя Владимира Александровича, которое в дальнейшем назовут его именем. В автобиографии Греков впоследствии расскажет, что ему дали стипендию, постепенно стал улучшаться рисунок, но живопись тела  не хотела даваться. Выручали анималистика и пейзажи. В 1903 году Митрофан Мартыщенко получил рекомендацию от училища в Академию художеств, что означало поступление туда без сдачи экзаменов. В период учёбы в Одесском художественном училище близкими друзьями М. Грекова были Д. Бурлюк,  Исаак Бродский, Лейба Орлад, Дмитрий Лосевский. Все они, за исключением Давида Бурлюка, вместе учились и в Академии художеств.

Одесское художественное училище
Одесское художественное училище

В первые годы обучения в Академии молодой художник увлёкся идеологией «Мира искусства», а к концу курса его уже больше всего привлекали И. Репин и М. Врубель. Поэтому по окончании обязательных классов он в Академии поступил в мастерскую профессора-руководителя Ильи Ефимовича Репина. Что именно рисовал тогда Греков, неизвестно. Из работ этого периода остались только портрет коня художника по кличке Русак и 2 учебных рисунка, которые находятся  в фондах музея-квартиры И. Бродского в Петербурге.

 

 В северной столице

 

 У И.Е. Репина молодой художник получил за полтора года учёбы хорошее образование. За «Охоту на лисицу» на академическом конкурсе эскизов он получил Первую премию плюс весьма существенное по тем временам денежную премию  – 100 рублей. Хорошее подспорье начинающему художнику. В 1906 году картина М. Грекова «Охотники» получила Третью премию, и, как одну из лучших студенческих работ, её взяли в музей Академии.

После полутора лет обучения, поскольку И.Е. Репин перестал преподавать в Академии, Греков решил перейти к Францу Рубо, чтобы научиться писать огромные полотна, показывать движение и действие. Митрофан Греков, напомним, тогда ещё Мартыщенко, получает академическую стипендию и с 1907 года, ещё будучи студентом, начинает участвовать в выставках. Он получает две премии им. Куинджи, участвует в международной художественной выставкев Мюнхене картиной «На Выборгской стороне», а ещё одну его картину покупает в это же время Лондонский городской музей.

В 1906 году, в годы обучения в Академии,  Митрофан Борисович знакомится с Антониной Леонидовной Малеевой.

Будущая жена художника родилась в 1887 году в Рузе (Московская губерния) в семье военного инженера. Её мать была музыкантом и педагогом. Кроме Антонины, в семье было ещё пять детей. Антонина Леонидовна владела различными музыкальными инструментами и свободно говорила на французском и немецком языках. В 1904 году её семья переехала В Петербург. Там Антонина закончила женское училище, получив золотую медаль. Она поступила вольнослушательницей в мастерскую Репина в Академии художеств, а затем вместе с Митрофаном перешла к  Рубо. Через четыре года их дружеские интересы переросли в глубокие чувства. Весной 1911 года состоялась помолвка, а свадьбу сыграли осенью того же года. Итак, всё складывается благополучно, но Митрофана Борисовича призывают в армию.

Антонина и Митрофан Грековы
Антонина и Митрофан Грековы

 

 На армейской службе

 

 В Атаманском полку, который был расквартирован в Петербурге, Грекову дают время заниматься живописью, и он заканчивает ранее заказанную ему работу «Атака лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка в 1813 году.». Картину отправили на Весеннюю выставку Академии художеств, где она получила хорошие отзывы. После неё художник, прямо во время службы в Атаманском полку, расквартированном в Петербурге, принимает ещё пять заказов на картины батального жанра. За год он их заканчивает.

М.Б. Греков «Атака лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка в 1813 году» Холст, масло. 148х256 см 1911 год
М.Б. Греков «Атака лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка в 1813 году» Холст, масло. 148х256 см 1911 год

В 1914 году его призывают в действующую армию и прикомандировывают к штабу походного атамана при ставке генерала А.А. Брусилова. О своих размышлениях о бессмысленности разрушений и мировой бойни Греков впоследствии  напишет в автобиографии. С женой они переписываются ежедневно. Во время Брусиловского прорыва М.Греков находится прямо в гуще сражения. Прямо из двуколки он делает зарисовки для будущих батальных картин.

 

 Новочеркасск

 

  В Новочеркасск, рассказывает Вера Лиховидова, научный сотрудник Дома-музея Грекова,  художник попал после того, как был демобилизован после контузии в 1917 году. Перед этим он лежал почти год в госпитале под Могилёвом. Жена забрала его из госпиталя и привезла на Дон, в хутор Ивановку, где она ещё с 1913 года жила в фамильном имении Грековых, которое по завещанию отца перешло к старшему брату художника Николаю. Здесь осенью до Грековых дошли вести об Октябрьской революции. Митрофан Борисович очень хотел вернуться назад, в Петербург, но там их дом на Большой Монетной был полностью разграблен ещё во время Февральской революции. В 1918 году художник и его семья переехали в Новочеркасск, где младший брат Александр купил дом. Сюда же приехала и мать братьев – Ирина Алексеевна.

Е.Т. Грекова «Портрет матери художника»
Е.Т. Грекова «Портрет матери художника»

М. Б. Греков устроился учителем рисования и чистописания в польской мужской гимназии, эвакуировавшейся туда во время войны из Варшавы, а его жена работала в частной гимназии Фирсовой. Там она преподавала рисование. Супруги жили на квартире рабочего Василия Карамзина, человека с пышными усами. Много позже именно с него Греков писал портрет Будённого. И хотя сам Греков считает кусочек жизни в Новочеркасске потерянным временем, но он принимает деятельное участие в общественной жизни города. Антонина Леонидовна взяла на себя работу мужа в гимназии, и у него появилось много свободного времени. Художник снова пишет картины, по вечерам делает иллюстрации к «Географии Всевеликого Войска Донского» Богачёва, которая  была издана в 1919 году. Он также предлагает создать «Исторический музей 1918 года». История, по мнению художника, могла бы быть преподана в виде картин или диорамы. Нужно собрать документальный материал, считает Греков, чтобы не было кривотолков в последующем времени. Тогда произведения в будущем будут достоверными, потому что уже сейчас можно услышать исторически неверные рассказы о недавних событиях на Дону.

Африкан Петрович Богаевский, последний атаман Всевеликого Войска Донского
Африкан Петрович Богаевский, последний атаман Всевеликого Войска Донского

Когда в 1920 году Добровольческая армия ушла из Новочеркасска, Грекову предложили уехать из России. У его заказчика, атамана Африкана Богаевского, уже стояли ящики с картинами, за которые он обещал заплатить художнику за границей. Но живописец отказался покидать Отечество. Так он и остался на Родине,  а все его работы были увезены. Он не вспоминал о них в своей автобиографии, потому что среди его многочисленных холстов был и портрет генерала Каледина.

М.Б. Греков Портрет генерала А.М. Каледина, первого выборного атамана Войска Донского
М.Б. Греков Портрет генерала А.М. Каледина, первого выборного атамана Войска Донского

Этот портрет нашли в 1954 году в фондах музея Донского казачества в Праге представители советских войск. Сейчас он выставлен в бывшем Атаманском дворце. Старожилы также вспоминают о большой картине «Смерть Корнилова», экспонировавшейся во время Гражданской войны в Новочеркасске. Но где она теперь, никто не знает.

В советское время нигде не говорилось, что стало с братьями М.Б. Грекова. Александр,  самый младший, служил в Добровольческой армии, а затем, кода она была разбита, через Турцию уехал в Канаду. Другой брат, Николай, по неподтверждённым свидетельствам был расстрелян красными прямо на ступеньках своего дома.

 

 Победа Советской власти

 

 Тем не менее, для Митрофана Борисовича жизнь продолжалась. Но как? Жена завела козочек, которых доила, затем организовала «общество козоводов», в стаде которого было более 200 животных. Она их пасла, а Михаил Борисович ей помогал, и они, между делом, вместе писали этюды на пленэре. Ещё неугомонная супруга прикармливала галок и отстреливала их, чтобы варить суп.

М.Б. Греков «Портрет Антонины Грековой»
М.Б. Греков «Портрет Антонины Грековой»

В 1920 году М.Б. Греков добровольно пошёл служить в Красную Армию. Его  приписали к кавалерийским Пензенским курсам, где он получил должность руководителя художественного кружка. В том же году он свёл знакомство с С.М. Будённым и К.Е. Ворошиловым и подал им записку о своём желании писать картины о Гражданской войне. Кто-то из командиров на совещании предложил отклонить  эту идею, высказавшись в том духе, что когда тут, мол, картинки рисовать, если армия, как он выразился, "без штанов ходит". Но Ворошилов идею поддержал, заявив, что стране нужны и армия, и искусство. Он лично пообещал живописцу привести из столицы краски.

Адъютант Будённого в Гражданскую войну Пётр Павлович Зеленский в 1960-м году вспоминал, что во второй половине 1922 года он, по приказанию тогдашнего командующего Северо-Кавказским военным округом К.Е. Ворошилова ездил в Новочеркасск с целью разыскать художника Грекова и привлечь его к работе над военными темами. Всё вышеописанное произошло, потому что руководители Первой конной после оставления Крыма Врангелем в Севастополе осмотрели панораму Рубо, которая произвела на них неизгладимое впечатление.

Адъютант С.М. Будённого Зеленский Петр Павлович(1891-1977)
Адъютант С.М. Будённого Зеленский Петр Павлович(1891-1977)

Зеленский  прибыл на тихую окраину Новочеркасска на автомобиле, напугав до полусмерти как художника, так и его соседей. Адъютант передал живописцу решение политуправления округа о том, что его привлекают к работе в качестве художника-баталиста. Греков растерянно ответил, что людей он писал мало, а в работе над севастопольской панорамой, которая потрясла Ворошилова, он только помогал Рубо. Поскольку К.Е. Ворошилов лично покровительствовал Грекову, никто не стал допытываться, чем тот занимался целых два года в Новочеркасске при белогвардейцах. Разнообразные батальные эскизы у художника были наработаны ещё во время Гражданской войны, а эскизам совершенно невозможно понять, на какой стороне был тогда художник. Например, картина «После набега» стала называться «Краснопартизанский отряд в 1918 году». Работа закипела. Для новых заказчиков были написаны «Конь Ворошилова Маузер». Фотографии помогли написать портреты Владимира Ильича Ленина. Появились и стройки социализма «Сельмашстрой» и «Совхоз Гигант». На деньги, полученные от заказов в 1924 году, семья живописца купила дом из шести комнат в Новочеркасске на Песчаной улице, откуда открывался изумительный вид на степь. Сейчас в нём находится музей Грекова, а улица носит имя художника. В новом доме нашлось место и для музыкальной гостиной, и для мастерской. Антонина Леонидовна в своих воспоминаниях пишет, что муж во время работы всегда просил её сесть за инструмент, так как музыка навевала ему композицию новой картины. Зимними вьюжными вечерами Митрофан Борисович, укутавшись, подолгу сидел на веранде или отправлялся на прогулку «послушать как метель поёт».

Наступил 1925 год. Появились первые наброски, затем эскизы, а затем и знаменитая «Тачанка»  –  символ гражданской войны. Она была написана с натуры на кавалерийских курсах. Там два-три раза в неделю в любую погоду его ожидали донские скакуны, запряжённые в тачанку, и натурщики.

 

 Диорама «Взятие Ростова»

 

 В 1929 году была начата работа над первой советской диорамой «Взятие Ростова». В Центральном доме Красной Армии В Москве натянули громадный холст 8х4 м, и на него сделали перевод рисунка Грекова «Взятие Ростова первой конной – битва на железнодорожной станции». Молодые художники увлечённо прописывали холст, а Греков составлял краски, передавал их снизу наверх, наблюдал за точностью выполнения его замысла. Шпалы, рельсы, стенки старых теплушек Грекову дали на Белорусском вокзале. Из старых стенок сколотили самые настоящие теплушки, на соломе перед центром композиции положили рельсы, а в теплушку набросали настоящие скатки, котелки, винтовки. Всё это было сделано так, что заказчики не могли установить, где именно настоящие рельсы, а где нарисованные. Два месяца (сентябрь и октябрь) все дружно работали над диорамой. Рабочий день начинался в 9 часов утра, а заканчивался в 11 ночи.

Фрагмент диорамы «Взятие Ростова»
Фрагмент диорамы «Взятие Ростова»

 В ноябре готовую работу представили на высокий суд Госкомиссии во главе с С.М. Будённым. Диорама получила оценку «отлично». Публика приняла её с восторгом, как в Москве, так и в Ростове, а её автора наградили именными золотыми часами.

 К сожалению, первая советская диорама «Взятие Ростова» была полностью уничтожена во время Великой Отечественной войны. От неё ничего не сохранилось, даже её качественных фотографий нет, как это ни странно.

 

 Другие проекты диорам

 

 В 1931 году М.Б. Греков вместе с семьёй переехал в Москву. Находясь в Новочеркасске, создавать диорамы было весьма проблематично, а у художника были планы сделать ещё две диорамы -  «Под Варшавой» и «Егорлыкский бой». К тому же на тот момент по его инициативе Бюро панорамных бригад обратилось в правительство с инициативой  к 15-тилетию Октября  сделать целых восемь новых диорам. В правительстве эта инициатива была поддержана, однако по причинам, имевшим творческий и личный характер, она так и не смогла реализоваться. К тому же Митрофан Борисович заболел.

Художник знал, что в ноябре 1934 года должна открыться выставка, которая будет посвящена пятнадцатилетию Первой Конной армии. Начиная с 1933 года, живописец пишет всё новые и новые полотна. Он провёл огромную работу и написал 13 новых больших картин. Когда выставка открылась в 1934 году, 12 ноября, то оказалось, что больше её половины составляли работы Митрофана Борисовича – 39 работ. На её открытии Греков сказал, что 14 лет он отдал этой теме, и теперь его планы – создать новые панорамы, поскольку это – величественное искусство. В ответном слове К.Е. Ворошилов заявил, что не знает никого, кто бы больше любил и понимал коня, чем Семён Будённый, и писал его лучше, чем Митрофан Греков. После этого пресса наперебой начала всячески хвалить и возносить художника.

 Воодушевившись признанием и успехом выставки, Греков поехал в Севастополь, чтобы ещё раз посмотреть на панораму Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя». Осмотрев панораму, и внезапно почувствовав себя плохо,  он  обратился в медпункт.  Там ему оказали первую помощь, прописали лекарства и покой. На улице Митрофан Борисович присел на скамейку и умер, как считают, от приступа стенокардии. Бывшие у него на руке наградные часы показывали 2 часа пополудни. Шёл 1934 год. Художнику было всего лишь 52 года.

 

Татьяна Пиксанова

 

На аватаре: 

М.Б. Греков «Тачанка» Холст, масло. 83 × 114 см 1925 год

Государственная Третьяковская галерея