Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
23.02.2020 Художник и поэт Владимир Абрамович Ковенацкий 19.02.2020 Реализм Бениамина Басова 12.02.2020 Мастер акварели и офорта 11.02.2020 ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ 04.02.2020 Заметка о художнике Владимире Гремитских в газете «Вечерняя Москва» 03.02.2020 Раздел "За рубежом" в журнале "Творчество" за ноябрь 1981 года 30.01.2020 МАСИ — Академия Нового Времени 26.01.2020 Дача "Саламбо" в Гурзуфе – место для души и творчества Константина Коровина 25.01.2020 Неизвестная жизнь Митрофана Грекова 24.01.2020 Чеховский пляж в Гурзуфе 14.01.2020 Комментарий к статье «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 23.12.2019 В Академии Сергея Андрияки с 12 декабря начала работать эпохальная выставка Аркадия Александровича Пластова 18.11.2019 О статье «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 30.10.2019 Рождение звезды в России: Орден «Звезда Виртуоза» (Stella Virtuoso) - высшая международная награда в области искусств 15.09.2019 Из книги Николая Седнина «РИСУНКИ ИЗ СОБЫТИЙ» Рассказы о жизни в искусстве 04.09.2019 Шедевр – что это? 04.08.2019 В магазине подержанных вещей в Нью-Йорке был куплен рисунок Эгона Шиле 24.07.2019 О современной культуре 10.07.2019 Аукцион Sotheby’s купил крупнейший владелец СМИ за 3,7 млрд. долларов 02.06.2019 «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса, этюды Ф. Бэкона и моё на то мнение 12.05.2019 Несколько слов о художественном познании 30.04.2019 Об этюде и картине 16.04.2019 О некоторых проблемах в художественном творчестве 22.02.2019 Грандиозный проект серии выставок картин И.Е. Репина 14.02.2019 Как я полюбил живопись 22.01.2019 Как постановление Правительства пошло во вред художникам 10.01.2019 Дискуссия на Facebook по поводу статьи А. Гремитских «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 28.12.2018 Подарок мужчине на юбилей - картины на тему охоты и рыбалки. 27.12.2018 Декабрь 2018 года. Последние торги на аукционах Запада. 09.12.2018 Зима. На ВДНХ открывается музейный сезон. 06.12.2018 О статье Александра Гремитских «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 28.11.2018 Фредерик Грант Бантинг - учёный, военный врач, художник 18.11.2018 О важности документов на произведения 07.11.2018 «Мейд ин Чайна» 26.10.2018 Светлой памяти прекрасного мастера живописи, русского, советского художника Анатолия Левитина 22.10.2018 КАК точно выставить цену за картину художника 20.10.2018 Искусство и Бизнес: клиенты, продажи 07.10.2018 Сайт продажи живописи и графики "Яварда" 03.10.2018 Зеркало российского искусствознания 30.09.2018 Об «оскорбительных» для художника предложениях цены за картину 30.09.2018 Новая звезда на небосклоне искусства 29.09.2018 Советы художнику 28.09.2018 О некоторых типах посетителей художественных выставок 16.09.2018 Влияние Октябрьской революции 1917 года на мир искусства 30.08.2018 К вопросу о стоимости живописи 15.08.2018 Триумф картин художников шестидесятых годов 07.07.2018 6-й сезон Международного конкурса искусств «Art. Excellence. Awards.» объявляется открытым! 04.07.2018 О значении рамы для картины 03.07.2018 Об одной картине художника Владимира Гремитских. Розы, Масловка, трамвай… 03.07.2018 Путин выбирает соцреализм 03.05.2018 Музей русского импрессионизма: создание, коллекция, выставки 04.03.2018 Академическая дача им. И.Е. Репина – творчество и отдых 16.02.2018 Творчество Владимира Георгиевича Гремитских 17.01.2018 О художнике В.Г. Гремитских 15.01.2018 Владимир Георгиевич Гремитских – советский художник 19.12.2017 Преемственность в русской живописи от передвижников до настоящего времени 02.12.2017 Картины советского художника Владимира Георгиевича Гремитских 07.11.2017 Живописная импровизационная музыка - тонализм 06.10.2017 Традиции реализма в русской и советской живописи 22.09.2017 Гремитских Владимир Георгиевич – художник с большой буквы 06.09.2017 Русский импрессионизм. Зарождение, его развитие, преемственность в советской живописи 30.08.2017 Ранний русский авангард – художественное объединение «Бубновый валет» 28.08.2017 Гремитских Владимир Георгиевич, картины разных лет. 27.08.2017 Картины художников в смешанной технике 13.08.2017 Картины темперой – эстетическое удовольствие на века 12.08.2017 Крымский пейзаж в творчестве московского художника Владимира Гремитских 11.08.2017 Акварель русских художников - естественность и лёгкость восприятия мира 10.08.2017 Рисунки художников в технике пастели. 08.08.2017 Неповторимые и прекрасные картины гуашью 07.08.2017 Картины акрилом: свежо, современно, неповторимо 18.06.2017 Итоги последних Русских Торгов в Лондоне 13.05.2017 ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, май 2017 г. 05.05.2017 Событие в "Гараже" 2017. Не пропустите! 02.05.2017 Советское искусство наконец-то признали европейским 02.05.2017 Сhristie’s в Москве 12.02.2017 Отзывы посетителей о выставке к 100-летию художника Владимира Гремитских 06.02.2017 Персональная выставка живописца Владимира Гремитских к 100-летию со дня рождения художника. 11.01.2017 Нежная и чувственная акварель Ирины Ломановой 18.12.2016 Уходя – не ушёл 23.11.2016 Отечественные пейзажи в память потомкам 25.10.2016 Талантливый человек талантлив во всём. Слово о художнике Владимире Николаевиче Лебедеве. 18.08.2016 Жизнь и творчество художника Сергея Васильевича Герасимова 23.07.2016 О художнике Аркадии Александровиче Пластове 28.06.2016 Почему так популярны картины художников в сказочно-былинном жанре? 28.06.2016 Натюрморты с овощами 28.06.2016 Историческая картина 09.06.2016 РЫЦАРЬ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА 01.06.2016 Разноплановое дарование Григория Шегаля 18.05.2016 Летние пейзажи: великолепие родной природы 16.05.2016 Выставка живописи «Лирика русской природы» 29.04.2016 Ольга Курзанова – художник нашего времени 29.04.2016 Николай Горлов – советский импрессионист 26.04.2016 Андрей Ковалевский – почувствуйте родную землю через его картины 18.04.2016 Весенний пейзаж в творчестве советских и постсоветских художников-реалистов 07.04.2016 Владимир Георгиевич Гремитских — уникальный человек и талантливый художник 19.03.2016 Жизнь и творчество Юрия Петровича Цыганова 17.02.2016 Творчество художницы Ирины Ломановой 04.02.2016 Картины Владимира Гремитских: талант вне времени и эпохи 15.01.2016 Игорь Павлович Рубинский и Павел Игоревич Рубинский – семейные художественные традиции 28.12.2015 Советский график Соломон Самсонович Боим 15.12.2015 Художник Павел Семёнович Семячкин 09.12.2015 Тверской график Евгений Дмитриевич Светогоров 02.12.2015 Борис Вячеславович Иорданский 26.11.2015 Алексей Иванович Деньшин 17.11.2015 Костромская художница Ирина Рыбакова 10.11.2015 Пензенский живописец Василий Матвеевич Беликов 30.10.2015 Отец и сын Рубинские 25.10.2015 Московская художница Ольга Курзанова 17.10.2015 Казанская художница Рушан Якупова 11.10.2015 Казанский художник Харис Якупов 06.10.2015 Акварелист Александр Фёдорович Карпан 29.09.2015 Художник Энвер Ишмаметов 23.09.2015 Художник Валерий Маковой 19.09.2015 Отзыв об электронной галерее ruskartina.ru 17.09.2015 Картины Владимира Волосова 14.09.2015 Художник Владимир Волосов 12.09.2015 Художник Виталий Стройнов 10.09.2015 В каждой картине раскрывается потенциал художника 07.09.2015 Правильный выбор мольберта для работы на улице и в помещении 04.09.2015 Живая акварель Ирины Ломановой 27.08.2015 В каждом из нас есть художник 11.08.2015 Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет. 05.08.2015 Русская охота в живописи 26.07.2015 Скромная красота русских деревень 22.06.2015 Там, наверху, только и разговоров, что о море 04.06.2015 Неужели не я, освещённый тремя фонарями?.. 12.05.2015 Блеск и загадка акрильной живописи 13.04.2015 Две судьбы 30.03.2015 Первым делом, первым делом самолёты... 24.03.2015 Славянские боги, оживлённые художником 27.01.2015 Художник, который дарит радость 23.01.2015 Что есть наш сайт (Письмо сына художника В.Г. Гремитских сыну художника В.М. Беликова) 20.01.2015 Творческая лаборатория Александра Карпана. (статья из каталога Витебск, 2002) 07.01.2015 Павел Весёлкин 29.12.2014 Письмо администратору сайта. 24.12.2014 Виталий Стройнов стал призером XIV международного конкурса «Вернисаж-2014» 17.12.2014 О художнике Игоре Тужикове 12.12.2014 Аравийские холсты 29.11.2014 Приглашение на сайт 14.11.2014 Выставка на проспекте Мира, 68 14.11.2014 Галерея "На Шаболовке" 14.11.2014 Выставка "Весна идёт!" в Костроме 13.11.2014 Выставка художников Марии Смерчинской и Ирины Беляевой «Чувства». 12.11.2014 Передвижной выставочный проект 20.10.2014 Чем руководствоваться при покупке живописи? Надо ли верить профессионалам?
Неизвестная жизнь Митрофана Грекова увеличить изображение
Неизвестная жизнь Митрофана Грекова

Какая правда известна нам об основателе  советской батальной школы живописи Митрофане Борисовиче Грекове? Его годы жизни 1882 – 1934. В Одессе и Ростове  его именем названы художественные училища. Он - создатель первой советской диорамы «Взятие Ростова». Его знаменитая картина «Тачанка»  – символ Гражданской войны. Наверное, только это и достоверно.

 

 Детство и юность

 

 К сожалению, в Википедии  и в многочисленных монографиях, посвящённых Митрофану Борисовичу, ошибки переходят одна в другую. Мало кто брался ознакомиться с воспоминаниями художника, чтобы узнать правду. Точны только место и дата рождения: 1882 год, станица Шарпаевка, в которой жил отец будущего художника, дворянин, казачий офицер Борис Иванович Греков. Он был сыном генерала, образованным человеком. Ещё при императоре Николае I под командованием  атамана графа М.И. Платова предки Б.И. Грекова сражались за Россию, затем занимались коннозаводством. В этот период они обустроили шлях, который существует до наших дней и так и называется - Грековский шлях. После ухода в отставку Борис Иванович сдавал внаём землю. Он был женат на казачке Адамовой, которая, родив двух

Семья Грековых
Семья Грековых

детей, умерла. После её смерти в дом вошла, ища защиты от мужа, Ирина Алексеевна Мартыщенко из иногородних, украинка из не казачьего рода, которая была на 15 лет моложе генерала. За ней явился муж, за которого молодую девушку выдали замуж насильно, и потребовал от барина вернуть жену. Но она осталась в доме хозяина и стала нянькой для его осиротевших детей. Позже они полюбили друг друга, и у них родилось четверо детей. Семья Бориса Ивановича была против их брака. Кроме того, за связь с крестьянкой Грекова лишили дворянства. А детям не позволили взять фамилию отца. Так появился Митрофан Мартыщенко. Отчество будущему художнику дали Павлович, по имени крёстного. Родня потребовала, чтобы Б.И. Греков поехал свататься к достойной невесте. Пока он ездил, его гражданскую жену выселили вместе с детьми из дома, и она сняла себе жильё на окраине станицы. Только после смерти её законного мужа в 1911 году паре удалось обвенчаться, а детям получить фамилию Греков и отчество по их фактическому отцу. На тот момент Митрофану Борисовичу Грекову было уже 29 лет.

 

 Город у моря

 

 В 17 лет тогда ещё Митрофан Мартыщенко поехал в Одессу поступать в художественное училище. Рисовал он постоянно и не мог жить иначе, хотя родные не были рады этому увлечению. Как ни странно, его приняли. Дело в том, что для поступление в училище непременно требовалось знание французского языка, которого молодой человек из казачьей станицы, естественно, не знал. Татьяна, племянница художника, в книге «Певец подвига», изданной в 1973 году, в этой связи описывает следующий случай: к Митрофану подошёл юный щёголь и с сочувствием сказал: «Значит, надо домой? Очень жаль. А я – Бурлюк. Вы читали мои стихи? Меня берут во 2-й класс». Но неожиданным образом работы Мартыщенко заинтересовали старшего преподавателя, знаменитого Кириака Константиновича Костанди,

Кириак Константинович Костанди
Кириак Константинович Костанди

вероятно вспомнившего свою голодную юность и поддержку Айвазовского. Так молодого человека приняли во второй класс Одесского художественного училища имени Великого князя Владимира Александровича, которое в дальнейшем назовут его именем. В автобиографии Греков впоследствии расскажет, что ему дали стипендию, постепенно стал улучшаться рисунок, но живопись тела  не хотела даваться. Выручали анималистика и пейзажи. В 1903 году Митрофан Мартыщенко получил рекомендацию от училища в Академию художеств, что означало поступление туда без сдачи экзаменов. В период учёбы в Одесском художественном училище близкими друзьями М. Грекова были Д. Бурлюк,  Исаак Бродский, Лейба Орлад, Дмитрий Лосевский. Все они, за исключением Давида Бурлюка, вместе учились и в Академии художеств.

Одесское художественное училище
Одесское художественное училище

В первые годы обучения в Академии молодой художник увлёкся идеологией «Мира искусства», а к концу курса его уже больше всего привлекали И. Репин и М. Врубель. Поэтому по окончании обязательных классов он в Академии поступил в мастерскую профессора-руководителя Ильи Ефимовича Репина. Что именно рисовал тогда Греков, неизвестно. Из работ этого периода остались только портрет коня художника по кличке Русак и 2 учебных рисунка, которые находятся  в фондах музея-квартиры И. Бродского в Петербурге.

 

 В северной столице

 

 У И.Е. Репина молодой художник получил за полтора года учёбы хорошее образование. За «Охоту на лисицу» на академическом конкурсе эскизов он получил Первую премию плюс весьма существенное по тем временам денежную премию  – 100 рублей. Хорошее подспорье начинающему художнику. В 1906 году картина М. Грекова «Охотники» получила Третью премию, и, как одну из лучших студенческих работ, её взяли в музей Академии.

После полутора лет обучения, поскольку И.Е. Репин перестал преподавать в Академии, Греков решил перейти к Францу Рубо, чтобы научиться писать огромные полотна, показывать движение и действие. Митрофан Греков, напомним, тогда ещё Мартыщенко, получает академическую стипендию и с 1907 года, ещё будучи студентом, начинает участвовать в выставках. Он получает две премии им. Куинджи, участвует в международной художественной выставкев Мюнхене картиной «На Выборгской стороне», а ещё одну его картину покупает в это же время Лондонский городской музей.

В 1906 году, в годы обучения в Академии,  Митрофан Борисович знакомится с Антониной Леонидовной Малеевой.

Будущая жена художника родилась в 1887 году в Рузе (Московская губерния) в семье военного инженера. Её мать была музыкантом и педагогом. Кроме Антонины, в семье было ещё пять детей. Антонина Леонидовна владела различными музыкальными инструментами и свободно говорила на французском и немецком языках. В 1904 году её семья переехала В Петербург. Там Антонина закончила женское училище, получив золотую медаль. Она поступила вольнослушательницей в мастерскую Репина в Академии художеств, а затем вместе с Митрофаном перешла к  Рубо. Через четыре года их дружеские интересы переросли в глубокие чувства. Весной 1911 года состоялась помолвка, а свадьбу сыграли осенью того же года. Итак, всё складывается благополучно, но Митрофана Борисовича призывают в армию.

Антонина и Митрофан Грековы
Антонина и Митрофан Грековы

 

 На армейской службе

 

 В Атаманском полку, который был расквартирован в Петербурге, Грекову дают время заниматься живописью, и он заканчивает ранее заказанную ему работу «Атака лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка в 1813 году.». Картину отправили на Весеннюю выставку Академии художеств, где она получила хорошие отзывы. После неё художник, прямо во время службы в Атаманском полку, расквартированном в Петербурге, принимает ещё пять заказов на картины батального жанра. За год он их заканчивает.

М.Б. Греков «Атака лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка в 1813 году» Холст, масло. 148х256 см 1911 год
М.Б. Греков «Атака лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка в 1813 году» Холст, масло. 148х256 см 1911 год

В 1914 году его призывают в действующую армию и прикомандировывают к штабу походного атамана при ставке генерала А.А. Брусилова. О своих размышлениях о бессмысленности разрушений и мировой бойни Греков впоследствии  напишет в автобиографии. С женой они переписываются ежедневно. Во время Брусиловского прорыва М.Греков находится прямо в гуще сражения. Прямо из двуколки он делает зарисовки для будущих батальных картин.

 

 Новочеркасск

 

  В Новочеркасск, рассказывает Вера Лиховидова, научный сотрудник Дома-музея Грекова,  художник попал после того, как был демобилизован после контузии в 1917 году. Перед этим он лежал почти год в госпитале под Могилёвом. Жена забрала его из госпиталя и привезла на Дон, в хутор Ивановку, где она ещё с 1913 года жила в фамильном имении Грековых, которое по завещанию отца перешло к старшему брату художника Николаю. Здесь осенью до Грековых дошли вести об Октябрьской революции. Митрофан Борисович очень хотел вернуться назад, в Петербург, но там их дом на Большой Монетной был полностью разграблен ещё во время Февральской революции. В 1918 году художник и его семья переехали в Новочеркасск, где младший брат Александр купил дом. Сюда же приехала и мать братьев – Ирина Алексеевна.

Е.Т. Грекова «Портрет матери художника»
Е.Т. Грекова «Портрет матери художника»

М. Б. Греков устроился учителем рисования и чистописания в польской мужской гимназии, эвакуировавшейся туда во время войны из Варшавы, а его жена работала в частной гимназии Фирсовой. Там она преподавала рисование. Супруги жили на квартире рабочего Василия Карамзина, человека с пышными усами. Много позже именно с него Греков писал портрет Будённого. И хотя сам Греков считает кусочек жизни в Новочеркасске потерянным временем, но он принимает деятельное участие в общественной жизни города. Антонина Леонидовна взяла на себя работу мужа в гимназии, и у него появилось много свободного времени. Художник снова пишет картины, по вечерам делает иллюстрации к «Географии Всевеликого Войска Донского» Богачёва, которая  была издана в 1919 году. Он также предлагает создать «Исторический музей 1918 года». История, по мнению художника, могла бы быть преподана в виде картин или диорамы. Нужно собрать документальный материал, считает Греков, чтобы не было кривотолков в последующем времени. Тогда произведения в будущем будут достоверными, потому что уже сейчас можно услышать исторически неверные рассказы о недавних событиях на Дону.

Африкан Петрович Богаевский, последний атаман Всевеликого Войска Донского
Африкан Петрович Богаевский, последний атаман Всевеликого Войска Донского

Когда в 1920 году Добровольческая армия ушла из Новочеркасска, Грекову предложили уехать из России. У его заказчика, атамана Африкана Богаевского, уже стояли ящики с картинами, за которые он обещал заплатить художнику за границей. Но живописец отказался покидать Отечество. Так он и остался на Родине,  а все его работы были увезены. Он не вспоминал о них в своей автобиографии, потому что среди его многочисленных холстов был и портрет генерала Каледина.

М.Б. Греков Портрет генерала А.М. Каледина, первого выборного атамана Войска Донского
М.Б. Греков Портрет генерала А.М. Каледина, первого выборного атамана Войска Донского

Этот портрет нашли в 1954 году в фондах музея Донского казачества в Праге представители советских войск. Сейчас он выставлен в бывшем Атаманском дворце. Старожилы также вспоминают о большой картине «Смерть Корнилова», экспонировавшейся во время Гражданской войны в Новочеркасске. Но где она теперь, никто не знает.

В советское время нигде не говорилось, что стало с братьями М.Б. Грекова. Александр,  самый младший, служил в Добровольческой армии, а затем, кода она была разбита, через Турцию уехал в Канаду. Другой брат, Николай, по неподтверждённым свидетельствам был расстрелян красными прямо на ступеньках своего дома.

 

 Победа Советской власти

 

 Тем не менее, для Митрофана Борисовича жизнь продолжалась. Но как? Жена завела козочек, которых доила, затем организовала «общество козоводов», в стаде которого было более 200 животных. Она их пасла, а Михаил Борисович ей помогал, и они, между делом, вместе писали этюды на пленэре. Ещё неугомонная супруга прикармливала галок и отстреливала их, чтобы варить суп.

М.Б. Греков «Портрет Антонины Грековой»
М.Б. Греков «Портрет Антонины Грековой»

В 1920 году М.Б. Греков добровольно пошёл служить в Красную Армию. Его  приписали к кавалерийским Пензенским курсам, где он получил должность руководителя художественного кружка. В том же году он свёл знакомство с С.М. Будённым и К.Е. Ворошиловым и подал им записку о своём желании писать картины о Гражданской войне. Кто-то из командиров на совещании предложил отклонить  эту идею, высказавшись в том духе, что когда тут, мол, картинки рисовать, если армия, как он выразился, "без штанов ходит". Но Ворошилов идею поддержал, заявив, что стране нужны и армия, и искусство. Он лично пообещал живописцу привести из столицы краски.

Адъютант Будённого в Гражданскую войну Пётр Павлович Зеленский в 1960-м году вспоминал, что во второй половине 1922 года он, по приказанию тогдашнего командующего Северо-Кавказским военным округом К.Е. Ворошилова ездил в Новочеркасск с целью разыскать художника Грекова и привлечь его к работе над военными темами. Всё вышеописанное произошло, потому что руководители Первой конной после оставления Крыма Врангелем в Севастополе осмотрели панораму Рубо, которая произвела на них неизгладимое впечатление.

Адъютант С.М. Будённого Зеленский Петр Павлович(1891-1977)
Адъютант С.М. Будённого Зеленский Петр Павлович(1891-1977)

Зеленский  прибыл на тихую окраину Новочеркасска на автомобиле, напугав до полусмерти как художника, так и его соседей. Адъютант передал живописцу решение политуправления округа о том, что его привлекают к работе в качестве художника-баталиста. Греков растерянно ответил, что людей он писал мало, а в работе над севастопольской панорамой, которая потрясла Ворошилова, он только помогал Рубо. Поскольку К.Е. Ворошилов лично покровительствовал Грекову, никто не стал допытываться, чем тот занимался целых два года в Новочеркасске при белогвардейцах. Разнообразные батальные эскизы у художника были наработаны ещё во время Гражданской войны, а эскизам совершенно невозможно понять, на какой стороне был тогда художник. Например, картина «После набега» стала называться «Краснопартизанский отряд в 1918 году». Работа закипела. Для новых заказчиков были написаны «Конь Ворошилова Маузер». Фотографии помогли написать портреты Владимира Ильича Ленина. Появились и стройки социализма «Сельмашстрой» и «Совхоз Гигант». На деньги, полученные от заказов в 1924 году, семья живописца купила дом из шести комнат в Новочеркасске на Песчаной улице, откуда открывался изумительный вид на степь. Сейчас в нём находится музей Грекова, а улица носит имя художника. В новом доме нашлось место и для музыкальной гостиной, и для мастерской. Антонина Леонидовна в своих воспоминаниях пишет, что муж во время работы всегда просил её сесть за инструмент, так как музыка навевала ему композицию новой картины. Зимними вьюжными вечерами Митрофан Борисович, укутавшись, подолгу сидел на веранде или отправлялся на прогулку «послушать как метель поёт».

Наступил 1925 год. Появились первые наброски, затем эскизы, а затем и знаменитая «Тачанка»  –  символ гражданской войны. Она была написана с натуры на кавалерийских курсах. Там два-три раза в неделю в любую погоду его ожидали донские скакуны, запряжённые в тачанку, и натурщики.

 

 Диорама «Взятие Ростова»

 

 В 1929 году была начата работа над первой советской диорамой «Взятие Ростова». В Центральном доме Красной Армии В Москве натянули громадный холст 8х4 м, и на него сделали перевод рисунка Грекова «Взятие Ростова первой конной – битва на железнодорожной станции». Молодые художники увлечённо прописывали холст, а Греков составлял краски, передавал их снизу наверх, наблюдал за точностью выполнения его замысла. Шпалы, рельсы, стенки старых теплушек Грекову дали на Белорусском вокзале. Из старых стенок сколотили самые настоящие теплушки, на соломе перед центром композиции положили рельсы, а в теплушку набросали настоящие скатки, котелки, винтовки. Всё это было сделано так, что заказчики не могли установить, где именно настоящие рельсы, а где нарисованные. Два месяца (сентябрь и октябрь) все дружно работали над диорамой. Рабочий день начинался в 9 часов утра, а заканчивался в 11 ночи.

Фрагмент диорамы «Взятие Ростова»
Фрагмент диорамы «Взятие Ростова»

 В ноябре готовую работу представили на высокий суд Госкомиссии во главе с С.М. Будённым. Диорама получила оценку «отлично». Публика приняла её с восторгом, как в Москве, так и в Ростове, а её автора наградили именными золотыми часами.

 К сожалению, первая советская диорама «Взятие Ростова» была полностью уничтожена во время Великой Отечественной войны. От неё ничего не сохранилось, даже её качественных фотографий нет, как это ни странно.

 

 Другие проекты диорам

 

 В 1931 году М.Б. Греков вместе с семьёй переехал в Москву. Находясь в Новочеркасске, создавать диорамы было весьма проблематично, а у художника были планы сделать ещё две диорамы -  «Под Варшавой» и «Егорлыкский бой». К тому же на тот момент по его инициативе Бюро панорамных бригад обратилось в правительство с инициативой  к 15-тилетию Октября  сделать целых восемь новых диорам. В правительстве эта инициатива была поддержана, однако по причинам, имевшим творческий и личный характер, она так и не смогла реализоваться. К тому же Митрофан Борисович заболел.

Художник знал, что в ноябре 1934 года должна открыться выставка, которая будет посвящена пятнадцатилетию Первой Конной армии. Начиная с 1933 года, живописец пишет всё новые и новые полотна. Он провёл огромную работу и написал 13 новых больших картин. Когда выставка открылась в 1934 году, 12 ноября, то оказалось, что больше её половины составляли работы Митрофана Борисовича – 39 работ. На её открытии Греков сказал, что 14 лет он отдал этой теме, и теперь его планы – создать новые панорамы, поскольку это – величественное искусство. В ответном слове К.Е. Ворошилов заявил, что не знает никого, кто бы больше любил и понимал коня, чем Семён Будённый, и писал его лучше, чем Митрофан Греков. После этого пресса наперебой начала всячески хвалить и возносить художника.

 Воодушевившись признанием и успехом выставки, Греков поехал в Севастополь, чтобы ещё раз посмотреть на панораму Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя». Осмотрев панораму, и внезапно почувствовав себя плохо,  он  обратился в медпункт.  Там ему оказали первую помощь, прописали лекарства и покой. На улице Митрофан Борисович присел на скамейку и умер, как считают, от приступа стенокардии. Бывшие у него на руке наградные часы показывали 2 часа пополудни. Шёл 1934 год. Художнику было всего лишь 52 года.

 

Татьяна Пиксанова

 

На аватаре: 

М.Б. Греков «Тачанка» Холст, масло. 83 × 114 см 1925 год

Государственная Третьяковская галерея

 

..