ЧИТАТЕЛИ ЖУРНАЛА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ОТВЕЧАЮТ НАТАШЕ М.
В № 7 «Юного художника» было напечатано письмо Наташи М. Она рассказывала, что одноклассники смеются над её желанием стать художником. Девочка спрашивала: «Может, к искусству и нужно относиться пренебрежительно? » Её переживания и сомнения вызвали поток искренних и взволнованных читательских писем. Некоторые из них мы публикуем.
Письмо Наташи сильно меня удивило. И особенно её одноклассники. Человек может не знать искусства, не интересоваться и современными художниками. Но смеяться над своим товарищем, который это понимает?!
Лена П., 7-й класс, г. Ливаны Латвийской ССР
Меня зовут Мариной, мне 9 лет, и живу я в городе Тюмени. Прочитала письмо Наташи из Москвы и очень удивилась, что к искусству могут пренебрежительно относиться ребята в таком возрасте. Или Наташа не смогла раскрыть, какую радость приносит увлечение искусством, или у неё туповатые одноклассники.
Наташа Ш., 8-й класс, г. Красноуральск Свердловской обл.
Никогда не поверю, что весь класс мечтает стать товароведами или продавцами. И в наш «научно-технический, практический», в наш «ужасный» век есть люди не только практические, но и романтические. Наташа! Прочитай лекцию, своди ребят в музей, расскажи, объясни, тогда уж никто над тобой смеяться не будет.
Людмила Фёдорова, 8-й класс, г. Ульяновск
По совету классной руководительницы я сделала в классе выставку своих работ и рассказала о каждом рисунке, его сюжете, композиции. Ребята совсем по-другому стали относиться к искусству и вместо насмешек начали обращаться за советом, а некоторых серьёзно потянуло к рисованию.
Оля Никитина, 8-й класс, Москва, Тимирязевский р-н
Небрежное отношение к искусству, по-моему, в первую очередь связано с умственной ленью, нежеланием мыслить. Ведь почему среди подростков большой популярностью пользуются комиксы, а не художественные альбомы, музыка диско, а не классическая симфония? Причина одна: чтобы получить удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от музыки, картины художника или спектакля, фильма или балета, нужны умственные усилия. А не легче ли, спрашивает себя молодой человек, включить магнитофон и, не расходуя душевной энергии, «побалдеть» под мелодии популярного ансамбля...
В. Каморик, студент II курса театрального художественно-технического училища,
г. Домодедово Московской обл.
То, что происходит с тобой, Наташа, было и моей болью. Я занималась в художественной школе. Рисовала неплохо. А вот в общеобразовательной относились к этому с пренебрежением не ребята, а классная руководительница, которая вела математику. Если я не очень хорошо отвечала у доски, из её уст летела фраза: «Посмотрите, тоже мне великий Репин стоит, только и научилась — малякать». Класс смеялся... Я пыталась объяснить себе такое поведение человека с высшим образованием, умной женщины. Чем она руководствовалась?
Лена П., 18 лет, г. Солигорск Белорусской ССР
Я училась в детской художественной школе, не раз бросала. Но учителя говорили — обязательно пожалеешь. И я вновь принималась за любимое дело. С благодарностью вспоминаю теперь имя первого учителя, моего наставника в мире искусства — Николая Алексеевича Чеботаря.
Светлана Б.-В., 10-й класс, г. Лазовск Молдавской ССР
В школе над моим увлечением никто не смеялся. Сколько раз товарищи говорили: «У тебя талант!» Но, увы, художником я не стану: «запустила» свой «талант», мало работала. И теперь остаётся только сожалеть. Но виновата я одна. И хочу сказать тебе, Наташа: держи свое счастье крепко.
Марина Б., 10-й класс, г. Белорецк Башкирской АССР
Прочитала письмо моей сверстницы и убедилась, что рассказанное в нём для меня не новость. Я тоже люблю рисовать и решила стать художником-оформителем. Но никакого одобрения со стороны своих одноклассников не получаю. Однако разве это только их вина? У нас в школе давно уже забыли о существовании кружка изобразительного искусства. В Доме пионеров только одно название — изокружок. Может быть, поэтому ребята, не понимая, и говорят об искусстве: «Это несовременно, старо!»
Валуйская С., 8-й класс, г. Петровское Ворошиловградской обл. Украинской ССР
В художественные школы могут попасть не все. Нужно побольше организовывать изокружков, студий при ЖЭКах, детских библиотеках, клубах. Многие дети не знают искусства из-за того, что в школе, и в младших классах, несерьёзно относятся к урокам рисования даже некоторые учителя. А у родителей нет времени водить ребенка в музеи, на выставки, рассказывать историю искусства, биографии художников.
У нас в школе была учительница — к сожалению, только одна! — которая стремилась обогащать школьную жизнь. В 4-м классе, где она была классным руководителем, вывешивались на стенде раз в неделю репродукции картин с указанием автора, названия. Через неделю появлялись новые. Дети старались запомнить всё об этих картинах. А потом устраивали викторину, кто больше знает картин и может о них рассказать. Ведь совсем необязательно уметь хорошо рисовать, нужно просто знать и любить искусство, чтобы быть гармонично развитым, полноценным гражданином общества.
Я не знаю, сколько радости в жизни потеряла бы, если бы не умела рисовать хоть немного и не стремилась к этому, если бы не видела ни одной картины, ничего не знала об авторах. Когда у меня хоть немного получается то, что рисую, я чувствую себя, наверное, самым счастливым человеком на свете. И не представляю, что может быть иначе.
Лена С., 17 лет, Москва, Ленинградский р-н
Молодёжи мало прививается любви к искусству. В результате огромный пробел в развитии, который приходится ученику заполнять самостоятельно или при участии родителей. Но те, к сожалению, нередко, заботясь о «выживании» своего чада, стремятся поскорее привить ему практицизм во всевозможных проявлениях. Без него-де не обойтись в практически-жестокой среде. Они думают, что так вернее готовят сына или дочь, к реальной жизни, забывая, что ребёнок должен сначала познать мир не через «купи—продай—не прогадай», а через красоту. Красоту природы, красоту духовного мира человека, души народа.
Студент Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова
У меня был случай, когда брат сказал: «Что ты смотришь прошлое искусство? В наше время это ни к чему. Изобретут машины, которые нарисуют куда лучше художников. Век-то НТР». А я учусь в художественной школе, люблю старинную живопись. Ведь это история наших предков. Нельзя по-настоящему жить в сегодняшнем дне, не думая о завтрашнем и не вспоминая вчерашний. Кто не понимает этого, тот, не видя прекрасного, обедняет себя, свой внутренний мир.
Анна К., 9-й класс, Москва
Те, кто ходил на занятия рисования, только делая одолжение, те, кто ходит по музеям только потому, что так положено, те, кто ни разу не увлекался рисованием, не испытал радости от удачи, у таких, несомненно, будет отвращение к искусству и к тем, кто его создаёт, или просто непонимание. А что касается нашего научно-технического, практического века, то давайте сожжем Тициана, Рафаэля, предадим забвению Репина, Серова, будем процветать только в науке и технике и посмотрим, что получится.
С комсомольским приветом Слава С., 8-й класс, г. Солигорск Белорусской ССР
Наташа, тебе действительно не повезло с товарищами. Общаться с такими, ни во что не ставящими твои увлечения, очень тяжело. Но ты не унывай. Ребята, которые враждебно относятся к художникам, не ценят их труд, да и всякий другой труд тоже. Они пойдут работать в торговлю не потому, что любят это дело, а из-за денег. Эти ребята наверняка не имеют увлечений.
Наташа, не сомневайся в своем выборе!
Твой заочный друг Артём Безменов, Москва, Тушинский р-н
Кто стремится учиться на товароведа, ищет выгоду: возможность приобретения модных тряпок. Где уж таким думать об искусстве, когда вокруг столько красивых вещей. Людей захватывает вещизм!
Света Зинченко, 14 лет, с. Чесма Челябинской обл.
Я по художественной линии пошёл по увлечению, про деньги узнал уж потом. Красиво жить— разве это предосудительно?
Виталий Чепрунов, 18 лет, г. Гомель Белорусской ССР
Вопросы Наташи не так просты и подсказаны тем же практицизмом, против которого, казалось бы, направлены: «А стоит ли тратить время и энергию на занятия, хотя и приятные, но вряд ли ведущие к престижу в обществе?» Миром правит экономика, и искусство как один из предметов спроса не может быть вне практицизма. Можно самозабвенно служить музам. Но можно музу заставить служить себе — поставлять не только духовные, но и материальные блага.
В великолепных храмах искусства, кроме талантливых гигантов, всегда были ремесленники, потребители, которые знали товарную стоимость продукции, вырабатываемой в цехах искусства на удовлетворение всех вкусов — от самых непритязательных до изысканных. Потратить двадцать лет на одну картину, да будь она и в сто раз великолепнее «Явления Христа народу», в наши дни непростительная роскошь. Но не потому, что люди обнищали — наоборот. Разнородность потока богатейшей информации, которая даёт пищу «игре воображения», требует выборочного отношения. Всё всех трогать не может. Естественно и равнодушие к оставшемуся после выбора, часто болезненно воспринимаемое как пренебрежение. Я в своё время тоже стоял на распутье и стал... пожарником. А ведь и сегодня испытываю благоговейный трепет, когда из-под карандаша появляется что-то достойное внимания... Но выбор сделан верно, потому что не возникает вопроса «летать или не летать?» у настоящего сокола.
В. М. Петросов, старший инженер пожарной части, г. Баку
Разве могли бы мы, молодые, осознать весь ужас войны, читая только учебники истории и смотря лишь документальные ленты? Искусство постоянно напоминает, что любая деятельность (и научная в том числе, если уж речь зашла об НТР), лишенная гуманистической цели, превращается в самоослепленную гонку, делает из человека бездушное существо. Робота, какого описал Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил».
К. А., студент радиофизического факультета Горьковского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского
«А может, к искусству и нужно относиться пренебрежительно?..» Конечно, нет!!!
С комсомольским приветом Светлана Фролова, г. Нижний Тагил
В школе со мной случилось то же, что и с Наташей, однако вскоре ребята сменили ехидные насмешки на доброе уважение к моему занятию. Они поверили в меня, они хотят видеть меня «будущим Репиным-Серовым». Потому что поняли — и в ядерный век нельзя без художника!
Вы идёте по городу, и вас окружают красивые дома, арки, мосты — всё это труд художника- архитектора. Проносятся «Жигули», «Волги», «Икарусы» — их внешний вид конструировал художник-дизайнер. Девчонкам нравится следить за модой, а все эти нарядные платья, пальто — плод фантазии художника-модельера. И витрину магазина, в котором будут работать будущие продавец и товаровед, украсит художник-оформитель.
Андрей Субботенко, 16 лет, г. Киев Украинской ССР
Мне больно читать твоё откровение. Эти восьмиклассницы, ещё не сделавшие ни одного самостоятельного шага, не испытавшие самых элементарных трудностей, отрицают искусство, отрицают красоту. Да, трудно понять классическую музыку, классическую литературу, живопись. Но, поняв, жить без них невозможно. Самое главное — найти своё. Своё убеждение, свой идеал, свой взгляд на вещи. Не книжный, модно-современный, а индивидуальный — свой. И классическое искусство этому помогает.
Милая Наташа! Желаю тебе навсегда остаться верной выбранному увлечению. Прикасаясь к искусству, мы душевно взрослеем. И я на основании собственного небольшого опыта утверждаю, что тебе предстоят в будущем интересные встречи, знакомства с такими же увлекающимися людьми. Ведь так хорошо сказано: счастье — это когда тебя понимают.
Малиновская Л. А., 23 года, г. Припять Киевской обл.
Если любишь искусство, нельзя самой сомневаться в его важности. Докажи свою правоту делом. Упорно иди к цели.
С комсомольским приветом О. Витязь, г. Меленки Владимирской обл.
Какая противоположность — наш класс и класс Наташи! У нас восемь человек в этом году окончили художественную школу. И ни у кого не вызвало удивления, что многие будут продолжать учиться в художествен-ном училище. Именно в научно-технический век нельзя без искусства. Люди всё время спешат, заняты. А искусство несёт нам радость и мудрость. Товарищам Наташи я бы посоветовала подумать над этим и не обижать зря друга. Совмещать учёбу в ДХШ и общеобразовательной школе было трудновато. Но мы не падали духом. И тебе, Наташа, я этого желаю. А что тебя называют «Репина-Серова», так ведь Репин и Серов — великие мастера, у которых нужно учиться искусству познания мира.
Наташа Гетьман, г. Коммунарск Ворошиловградской обл. Украинской ССР
Журнал «Юный художник» № 12, 1982 г.