Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Портрет кисти Серебряковой увеличить изображение
Портрет кисти Серебряковой

Коллекция русского искусства Государственного музея искусств Грузинской ССР пополнилась новым портретом кисти известной русской художницы 3. Серебряковой. Работа эта до недавнего времени находилась в частном собрании в Лондоне.

 

Портрет Саломеи Николаевны Андрониковой-Гальперн, исполненный 3. Серебряковой в 1924 году, представляет особый интерес, так как это одно из первых произведений, созданных ею во Франции. Являясь как бы продолжением тех тенденций, которые уже определились в «Автопортрете с кистью» (1923—1924 гг., Киевский музей русского искусства), портрет этот несёт в себе черты, характеризующие новый период в творчестве художницы. К числу новых черт следует отнести отказ от прежней схемы композиционного портрета жанрового характера, стремление к большей чёткости и остроте силуэта.

 

Портреты 3. Серебряковой 1923— 1924 годов вообще отличались более сдержанным колоритом, лаконичностью рисунка, строгой выверенностью композиции. Поэтическая одухотворённость, столь свойственная её женским портретам, находит выражение и в этой работе. Особенно пленяет удивительная музыкальность линейных и цветовых ритмов, способствующая раскрытию внутреннего состояния модели.

Присущее 3. Серебряковой внимательное и любовное отношение к натуре, острота художественного видения помогли ей тонко передать не только обаяние внешнего облика, но и душевное настроение модели, её интеллектуальность. Достигается это предельно скупыми средствами: пластической выразительностью покоящихся на коленях рук с тонкими удлинёнными пальцами маленькой изящной кисти, свободной, непринужденной осанкой фигуры, как мы говорим, певучей ритмикой линий, очерчивающих женственный силуэт. В лёгком наклоне головы женщины, как бы прислушивающейся к невидимому собеседнику, в мечтательной задумчивости взгляда миндалевидных глаз та глубокая поэтичность и лиризм, которые были присущи С. Н. Андрониковой.

 

Личность модели как бы подсказала художнице и композицию портрета. С. Н. Андроникова (по мужу Гальперн) формально не имела отношения ни к искусству, ни к литературе, но её можно назвать «музой» русской поэзии и изобразительного искусства начала XX века — так много связало с её именем поэтических творений и такое количество художников избрало её моделью своих произведений. Тесная дружба связывала С. Н. Андроникову со многими деятелями русской культуры. Свой знаменитый сборник «Чётки», изданный в 1914 году, А. Ахматова подарила ей с трогательной надписью: «Милой Саломее Николаевне в надежде на дружбу». Ей посвятил свои стихотворения и О. Мандельштам.

 

Оказавшись в 1920-х годах в Париже, С. Н. Андроникова и там продолжала быть притягательным центром для многих. Сама будучи в довольно стеснённых материальных обстоятельствах, она всё же помогала некоторым представителям русской интеллигенции, находившимся в бедственном положении.

В те годы в Париже образовалась целая колония русских художников: здесь жили и работали А. Бенуа и К. Сомов, С. Сории и С. Судейкин, В. Шухаев и А. Яковлев. Для некоторых из них С. Андроникова стала излюбленной моделью. Её портреты писали А. Яковлев и В. Шухаев, посетивший в эти годы Париж К. Петров-Водкин, а скульптор С. Судьбинин вылепил её бюст. Там же в 1924 году написала её портрет и 3. Серебрякова.

Помещая свою модель в интерьере с минимальным количеством деталей (лишь папки, прислоненные к массивному обрамлению камина, служат лёгким намёком на причастность изображённой к миру искусства), художница находит лаконичное и пластически убедительное решение портрета.

Колорит портрета приглушенностью, вниманием к светотеневой разработке как бы тяготеет к традиционным для русской живописи второй половины XIX века решениям. Его мягкая гамма тонко сгармонированных золотисто¬коричневых и зеленовато-оливковых тонов создает не только богатство красочного звучания, но и определенный музыкальный ритм, столь свойственный портретам 3. Серебряковой.

Портрет этот был подарен художницей С. Н. Андрониковой-Гальперн и находился в её собрании в Лондоне. Он был завещан владелицей Государственному музею искусств Грузии в Тбилиси. куда и поступил в 1982 году.

 

Н. ЭЛИЗБАРАШВИЛИ

 

Журнал «Художник» № 1 за 1984 год

 

На аватаре: З. Серебрякова «Портрет С. Н. Андрониковой-Гальперн». X., м. 1924. Гос. музей искусств Грузинской ССР. Нажмите на картинку чтобы увеличить.