Коллекция русского искусства Государственного музея искусств Грузинской ССР пополнилась новым портретом кисти известной русской художницы 3. Серебряковой. Работа эта до недавнего времени находилась в частном собрании в Лондоне.
Портрет Саломеи Николаевны Андрониковой-Гальперн, исполненный 3. Серебряковой в 1924 году, представляет особый интерес, так как это одно из первых произведений, созданных ею во Франции. Являясь как бы продолжением тех тенденций, которые уже определились в «Автопортрете с кистью» (1923—1924 гг., Киевский музей русского искусства), портрет этот несёт в себе черты, характеризующие новый период в творчестве художницы. К числу новых черт следует отнести отказ от прежней схемы композиционного портрета жанрового характера, стремление к большей чёткости и остроте силуэта.
Портреты 3. Серебряковой 1923— 1924 годов вообще отличались более сдержанным колоритом, лаконичностью рисунка, строгой выверенностью композиции. Поэтическая одухотворённость, столь свойственная её женским портретам, находит выражение и в этой работе. Особенно пленяет удивительная музыкальность линейных и цветовых ритмов, способствующая раскрытию внутреннего состояния модели.
Присущее 3. Серебряковой внимательное и любовное отношение к натуре, острота художественного видения помогли ей тонко передать не только обаяние внешнего облика, но и душевное настроение модели, её интеллектуальность. Достигается это предельно скупыми средствами: пластической выразительностью покоящихся на коленях рук с тонкими удлинёнными пальцами маленькой изящной кисти, свободной, непринужденной осанкой фигуры, как мы говорим, певучей ритмикой линий, очерчивающих женственный силуэт. В лёгком наклоне головы женщины, как бы прислушивающейся к невидимому собеседнику, в мечтательной задумчивости взгляда миндалевидных глаз та глубокая поэтичность и лиризм, которые были присущи С. Н. Андрониковой.
Личность модели как бы подсказала художнице и композицию портрета. С. Н. Андроникова (по мужу Гальперн) формально не имела отношения ни к искусству, ни к литературе, но её можно назвать «музой» русской поэзии и изобразительного искусства начала XX века — так много связало с её именем поэтических творений и такое количество художников избрало её моделью своих произведений. Тесная дружба связывала С. Н. Андроникову со многими деятелями русской культуры. Свой знаменитый сборник «Чётки», изданный в 1914 году, А. Ахматова подарила ей с трогательной надписью: «Милой Саломее Николаевне в надежде на дружбу». Ей посвятил свои стихотворения и О. Мандельштам.
Оказавшись в 1920-х годах в Париже, С. Н. Андроникова и там продолжала быть притягательным центром для многих. Сама будучи в довольно стеснённых материальных обстоятельствах, она всё же помогала некоторым представителям русской интеллигенции, находившимся в бедственном положении.
В те годы в Париже образовалась целая колония русских художников: здесь жили и работали А. Бенуа и К. Сомов, С. Сории и С. Судейкин, В. Шухаев и А. Яковлев. Для некоторых из них С. Андроникова стала излюбленной моделью. Её портреты писали А. Яковлев и В. Шухаев, посетивший в эти годы Париж К. Петров-Водкин, а скульптор С. Судьбинин вылепил её бюст. Там же в 1924 году написала её портрет и 3. Серебрякова.
Помещая свою модель в интерьере с минимальным количеством деталей (лишь папки, прислоненные к массивному обрамлению камина, служат лёгким намёком на причастность изображённой к миру искусства), художница находит лаконичное и пластически убедительное решение портрета.
Колорит портрета приглушенностью, вниманием к светотеневой разработке как бы тяготеет к традиционным для русской живописи второй половины XIX века решениям. Его мягкая гамма тонко сгармонированных золотисто¬коричневых и зеленовато-оливковых тонов создает не только богатство красочного звучания, но и определенный музыкальный ритм, столь свойственный портретам 3. Серебряковой.
Портрет этот был подарен художницей С. Н. Андрониковой-Гальперн и находился в её собрании в Лондоне. Он был завещан владелицей Государственному музею искусств Грузии в Тбилиси. куда и поступил в 1982 году.
Н. ЭЛИЗБАРАШВИЛИ
Журнал «Художник» № 1 за 1984 год
На аватаре: З. Серебрякова «Портрет С. Н. Андрониковой-Гальперн». X., м. 1924. Гос. музей искусств Грузинской ССР. Нажмите на картинку чтобы увеличить.