Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
ЖИВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ. В. В. Стасов — художественный критик. увеличить изображение
ЖИВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ. В. В. Стасов — художественный критик.

В конце 60-х годов прошлого века в коммунальной квартире, где жили питомцы Академии художеств, разгорелся горячий, неистовый спор. Хозяева квартиры, не известные пока ещё никому Илья Репин и Марк Антокольский, пригласили в гости уже именитого и широко известного художественного критика Владимира Васильевича Стасова и своих друзей по академии, среди которых блистал ученостью и талантами Генрих Семирадский, поклонник и знаток антиков.

 

Полемика, всё время накаляясь, шла между Стасовым и Семирадским. Стасов доказывал, что надо уметь видеть окружающую жизнь и воплощать её в образах, которых ещё никто и никогда в живописи и скульптуре не касался. Жизнь народа с его горестями и радостями, с его мечтами и его болью — вот вечная тема и вечный сюжет искусства.

Семирадский не соглашался с такой позицией. Задача художника, утвержал он,— создавать образы высшей красоты, а не повторять на полотне или в пластике «повседневную пошлость житейскую». Антики и мастера Ренессанса — вот пример, образец, идеал всех, кто берёт в руки кисть или резец.

 

Спор между Стасовым и Семирадским отражал размежевание в русской культуре конца XIX века. Поздний академизм пытался удержать в неприкосновенности традиции классицизма с его «возвышенными», по преимуществу библейско-мифологическими сюжетами, ничего общего с действительностью не имевшими. Однако острейшие социальные противоречия России, связанные с быстрым развитием капитализма и отменой крепостного права, пробудили к жизни демократические силы. Рождалось искусство критического реализма, обращённое к жизни народа, нашедшее яркое воплощение в творчестве «передвижников».

Генрих Семирадский  «Игра в кости»  1899 г.
Генрих Семирадский «Игра в кости» 1899 г.

Одним из зачинателей, пропагандистов и вдохновителей нового был В. В. Стасов. Главным оружием в борьбе за реализм он избрал острое перо художественного критика и публициста.

Будучи горячим приверженцем и пропагандистом учения революционных демократов А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, Владимир Васильевич последовательно выступал как противник самодержавных порядков, сторонник народовластия и республиканского строя. Он безгранично любил родину, простой трудовой народ, жаждал его просвещения.

Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский  «Еврей портной»  Вторая серебряная медаль Императорской академии художеств. 1864 г.
Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский «Еврей портной» Вторая серебряная медаль Императорской академии художеств. 1864 г.

По мнению Стасова, изображение живого, реального человека с его характером, чувствами, мыслями должно быть в центре художественного творчества. Он неизменно приветствовал произведения, раскрывавшие ум, силу, нравственную красоту людей из народа, величие и поэзию родной природы, героические страницы отечественной истории.

Критик-демократ сам отыскивал молодые таланты, окружал их вниманием, содействовал творческому росту, защищал от нападок реакционной критики, привлекал к ним общественное внимание. И. Репин впоследствии вспоминал о Стасове: «Владимир Васильевич не пропускал ни одного выдающегося появления таланта в искусстве. Он устремлялся к нему, и, с любовью готовый служить, помогать ему, он быстро знакомился с ним, быстро делался близким другом, и вскоре плоды умного наставника сказывались, и юноша начинал входить в славу».

А. Корзухин  «Исповедь в церкви»  Масло. 1877 г.
А. Корзухин «Исповедь в церкви» Масло. 1877 г.

Стасов первым среди профессиональных критиков «открыл» и «поднял» в общественном мнении художников А. Корзухина, И. Крамского, В. Максимова, Г. Мясоедова, И. Прянишникова, В. Перова, И. Репина, И. Шишкина, В. Верещагина, М. Антокольского, В. Васнецова, В. Серова и многих других. Стасов стал, по существу, идейным руководителем Художественной Артели и Товарищества передвижных выставок — этих двух крупнейших объединений русских художников — реалистов и демократов.

Он активно содействовал также развитию и популяризации творчества великих русских композиторов XIX — начала XX века, прежде всего М. Глинки и композиторов «Могучей кучки» М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. Многими славными именами обязана Стасову русская культура.

И.Е. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881 г.  Холст, масло. 71,8x58,5 см  Государственная Третьяковская галерея.
И.Е. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881 г. Холст, масло. 71,8x58,5 см Государственная Третьяковская галерея.

Самоотверженно расчищая почву для ростков искусства критического реализма, Стасов вёл упорную борьбу с господством позднего классицизма.

Искусство Возрождения и классицизма в своё время было великим, прогрессивным и содействовало развитию духовной культуры человечества. Но поздний классицизм, с его поверхностным подражанием античности, Ренессансу и стилям XV—XVII веков, в исторических условиях России второй половины XIX века стал своеобразным барьером на пути демократизации творчества. Действительность настоятельно требовала от современных произведений нового содержания.

Это противоречило интересам господствующих классов. Поддерживая, насаждая отвлечённое искусство позднего классицизма, царизм всячески мешал новому, демократическому направлению, выступавшему с обличением самодержавных порядков. Бессмертные творения художников В. Перова, И. Репина, В. Верещагина, Н. Ге, композиторов А. Даргомыжского, М. Балакирева, М. Мусоргского неизменно встречали враждебное отношение со стороны правящей верхушки. Многие картины, рисунки, гравюры запрещалось экспонировать на выставках и воспроизводить в печати. Необычайно трудно было добиться постановки новых опер на сцене императорских театров. Иные из художников преследовались полицией, а заодно власти расправлялись и с критиками, помогавшими их росту.

Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский  «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» 1868 – 1870-е гг.
Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» 1868 – 1870-е гг.

В числе таких критиков был и Стасов. Он не раз подвергался арестам, обыскам. Его почта долгие годы просматривалась жандармами. Статьи нередко кромсались в редакциях газет, а порой не публиковались вообще. Реакционная печать травила его, представляла вандалом, призывающим якобы к уничтожению «высоких идеалов» искусства и культуры.

Стасов своих позиций не сдавал. До конца жизни он отстаивал новую, демократическую культуру, помогал художникам советами в выборе тем, историческими справками, конкретными замечаниями, рекомендовал литературу. Этому содействовало то, что Стасов около полувека заведовал художественным отделом Публичной библиотеки в Петербурге, в его распоряжении находились богатейшие фонды книг, гравюр и рукописей.

Вид на здание Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. 1800-е годы.
Вид на здание Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. 1800-е годы.

В течение многих лет он упорно, подвижнически изучал отечественную культуру. Ещё в доме отца, известного русского архитектора Василия Петровича Стасова, он получил основательное и разностороннее образование. Позже регулярно посещал выставки, концерты, музеи, театры, изучал архивы не только на родине, но и в Англии, Франции, Германии, Австрии, Италии, Голландии, Испании и других странах. Свободно владея английским, французским, немецким, итальянским языками, был в курсе всей мировой литературы по искусству.

 

Огромная эрудиция и духовное богатство Стасова постоянно росли в дружеском общении со многими выдающимися современниками, среди которых — Н. Чернышевский, А. Герцен, И. Тургенев, М. Горький, Ф. Шаляпин, Д. Менделеев, И. Сеченов, многие крупнейшие художники и композиторы.

Особое внимание уделял критик созданию и пополнению коллекций художественных музеев. Так, деятельность Павла Михайловича Третьякова он рассматривал как великий патриотический подвиг, постоянно помогал советами собирателю. В юбилейном адресе Стасову Третьяков подписался под такими словами: «Вы, как блестящий светоч, указывали нам путь и своим горячим словом всегда воодушевляли нас в стремлениях к правде, добру и красоте».

 

Поучителен подход Стасова к разбору художественных произведений. Только исходя из содержания произведения, он рассматривает и его форму (композицию, колорит, перспективу), причем не раз критик указывал художникам на недостатки их изобразительного языка, призывал к совершенствованию мастерства, овладению техникой. Анализируя картину маслом или скульптуру, Владимир Васильевич не ограничивался перечнем чисто профессиональных качеств, а поднимался до критики изображённого явления жизни.

Николай Васильевич Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого.» 1866 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Николай Васильевич Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого.» 1866 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Например, о произведении Н. Неврева «Торг» он замечает: «Посмотришь в единую секунду эту картину, и русская история теснится тебе в душу: долгие столетия и бесчисленные поколения, замученные, неотмщенные и поруганные, проносятся перед воображением!» Так, от конкретного сюжета Стасов ведёт зрителя и читателя к широчайшим обобщениям социального порядка.

 

Картину Репина «Бурлаки на Волге» Стасов поддержал за её обличительную основную идею: «Скотоподобное порабощение простолюдина, низведение крестьянина на степень рабочей лошади, тянувшей лямку бечевы,— и это в продолжение долгих столетий». Приговор варварским условиям жизни народа вынесли художник на своем полотне, а критик — в статье.

И.Е. Репин  «Бурлаки на Волге» 1872—1873 гг. Холст, масло. 131,5 × 281 см Государственный Русский музей.
И.Е. Репин «Бурлаки на Волге» 1872—1873 гг. Холст, масло. 131,5 × 281 см Государственный Русский музей.

Разбирая картину Перова «Проводы покойника», Владимир Васильевич писал: «Что тут нарисовано, то всякий день происходит на тысяче концов России... Художество выступало тут во всём величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор над её явлениями».

Василий Перов  «Проводы покойника» Холст, масло. 1865 год. Государственная Третьяковская галерея.
Василий Перов «Проводы покойника» Холст, масло. 1865 год. Государственная Третьяковская галерея.

Отрицание старого в статьях Стасова находилось в органической связи с утверждением силы, красоты трудового народа. С восторгом встречал критик появление работ Перова, Крамского, Репина, Ярошенко и других художников, в чьих произведениях видел прекрасные образы крестьян, рабочих, передовых деятелей культуры, науки.

 

Удивительна его проницательность в оценке нового в искусстве. Подавляющее большинство картин и скульптур, получивших горячее одобрение Стасова 80—100 лет назад, сегодня считается классикой.

Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский  «Иван Грозный» Мрамор.  1870 г.
Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский «Иван Грозный» Мрамор. 1870 г.

Сила и влияние критика на художественную жизнь России явились результатом не только врожденной талантливости и неукротимой энергии. Решающее значение имели его общественно-гражданские позиции. Стасов активно участвовал в освободительном, демократическом движении, являясь сторонником и пропагандистом передовых идей своего времени.

Образ и личность Стасова живут в произведениях искусства. Так, с портрета кисти Репина на нас смотрит могучий старик богатырского сложения. Открытое, смелое лицо, умный, проницательный взор. Весь облик говорит о богатой духовной жизни, сильном русском характере этого человека.

 

Стасов писал статьи, рецензии, книги по истории искусства, этнографии, литературе, археологии. Но главным делом его жизни стала художественная и музыкальная критика. Им написано свыше 700 статей, книг, брошюр, оказавших огромное влияние на судьбы отечественной культуры.

Упорная борьба за развитие русского реалистического искусства, новой русской музыки составляет большую историческую заслугу Стасова. И недаром Владимир Ильич Ленин оценивал его как личность выдающуюся, обогатившую передовую русскую культуру. Деятельность, труды, сочинения Стасова являются блестящим примером и образцом художественной критики, гражданского служения Родине.

 

А. ЛЕБЕДЕВ, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР,

А. СОЛОДОВНИКОВ, заслуженный деятель искусств РСФСР

Журнал Юный художник №5  1981 г.

 

На аватаре: И.Е. Репин. «Портрет В. В. Стасова в красной рубахе»  Масло. 1893 г.