В июле 2008 года не стало Алексея Жабского, удивительного человека и большого мастера. Творчество художника поражает своей многогранностью: исторические полотна, сюжетные композиции, пейзаж, портрет, натюрморт и даже силуэтные изображения — всё это было ему подвластно. Он работал не только маслом и темперой, его также привлекали карандаш, уголь, гуашь, пастель и акварель.
Путь художника начался, когда карандаш в руках шестилетнего мальчика был изрисован до последней крошки и превратился в бесчисленные линии, штрихи...
Второй из шести детей путевого обходчика навсегда стал художником. Карандаш был привезён отцом из Москвы, семья жила в Сибири, в том же году отец погиб, а вскоре началась война.
Серия картин А.А. Жабского «Дети войны. 1943 год» из его военного детства. Большая осиротевшая семья переселилась из будки обходчика в маленький шахтёрский городок Киселёвск. Жили в землянке, очень бедно, а в годы войны ещё и голодно. В доме совсем мало вещей, самое ценное — хлеб и книга сказок Пушкина. На картинах так и есть, — молодая вдова и дети, одинаково хрупкие и бледные, делят военный паёк, читают, готовятся к школе.
В будущей профессии Алексей Жабский не сомневался никогда, хотя было много другого: в семье любили петь, с танцевальными номерами он, подросток, выступал в Доме культуры, уже взрослым писал короткие рассказы. Но «карандашная» линия жизни вела его всё дальше от дома, всё ближе и вернее к живописи.
А.А. Жабский. Рисуют дети войны. Акварель. 1988 г. |
В 1959 году сбылась главная мечта — он поступил в МГХИ им. В.И. Сурикова. Московский художественный институт хранил традиции русской реалистической живописи, восходящие к опыту знаменитого «Союза русских художников». Начиная с А.К. Саврасова (да, те самые «Грачи» и твердое убеждение: «Только любя природу, учась у неё, можно найти себя, своё...»), с его пейзажей, где натурный мотив возведён в степень поэтического образа, получает развитие национально-романтическое направление. Оно дало русскому искусству много известных имён и прекрасных произведений, а его опыт — прочную основу классическому художественному образованию. Именно пейзаж, а потом и натюрморт стали для художника любимыми жанрами.
А.А. Жабский. Натюрморт с курицей. 1995 г. Холст, масло. 60х70 см |
Выпускник Жабский получил направление в Комбинат живописного искусства. Исторические, историко-революционные темы, сюжеты из современной жизни, портреты — это разнообразие давало художнику возможность выбора и творческой самореализации.
А.А. Жабский. По долинам и по взгорьям. Эскиз. 1965 г. Холст, темпера. 76х89 см |
Какой-то частью своей души Алексей Жабский был угличанином. Более двадцати лет, сначала студентом, а потом и признанным художником он приезжал работать в Углич. Лето для него — это стены Богоявленского собора, старые знакомые, которые позируют художнику, а вокруг собираются студенты и преподаватели педучилища, соседи из ближних домов, прохожие... Написанные здесь лица стали отдельной главой творческой биографии художника. Несколько сюжетов взято из городской жизни — «Праздник русской песни» (1976 г.), «Воскресный рынок» (1980-е годы), «Колхозный рынок» (1983 г.) — это всё живописные свидетельства недавней городской истории.
А.А. Жабский. Колхозный рынок. 1983 г. Холст, масло. 80х70 см Белгородский государственный художественный музей. |
И пейзажи. Город — пространство, заслонённое или открытое, развёрнутое вдаль улицами и перегороженное заборами, узнаваемые фасады, старые деревья. Иногда — это город без людей, будто написанный пока те на празднике или на рынке. И тогда художник (и зритель) остаётся здесь в одиночестве и как-то вне времени. Низкий горизонт, свечение неба плотная масса зелени, крыши, стены — прозрачный предутренний сон, который возвращается, в который возвращаешься. Мост под зелёными куполами прежних лип уводит к прежним «торговым рядкам» и дальше на Ростовскую улицу — к горизонту, только тени ложатся на пустую дорогу невесомой преградой.
А.А. Жабский. Старый мост. 1983 г. Холст, масло. 60х70 см |
А.А. Жабский. Облачный день в Угличе. 1984 г. Холст, масло. 27х32 см |
Неизменной любовью живописца всегда был натюрморт (только не «мёртвая натура», как это называли французы, а больше на голландский манер — «тихая жизнь» вещей). Он будто не может насмотреться на самые разные вещи — простые и изысканные. Чугунок и кувшин, сушёная рыба, хлеб с пригоревшей коркой. Ветка цветущей вишни, гипсовые слепки, гравюра, старые книги.
А.А. Жабский. Натюрморт. |
Он пишет фрукты и цветы в духе старых испанских или голландских мастеров. Увлекается «обманками», как их писали русские художники, в том числе его любимый Фёдор Толстой. Алексей Жабский то и дело «подставляет» взгляду зрителя то складки драпировки, то скомканную бумагу, то помятый коричневый пакет... И всё это — радость для глаз.
А.А. Жабский. Натюрморт. |
Жизнеутверждающее, одухотворенное творчество Алексея Александровича Жабского несёт людям идеалы добра, света, красоты. Его картины воспринимаются зрителями как искусство, тесно связанное с жизнью, но свободное от всякого расчёта. Художник следует в них лучшим традициям московской школы живописи и — шире — духу классического русского искусства, который должен быть сохранён вопреки идеологическим или коммерческим обстоятельствам, вопреки поспешному изобретательству «нового».
С.В. Кистенёва
А.А. Жабский «Новый мир построим» Холст, масло. 1969-1970 гг. |
А.А. Жабский. Деревня на берегу реки Улеймы. 1984 г. Собственность семьи художника. |
А.А. Жабский. Тёплый вечер. 1983 г. Холст, масло. 50х60 см Собственность семьи художника. |
А.А.Жабский. Один. 1988 г. Холст, масло. 70х60 см |
А.А. Жабский. Музей А.С. Пушкина, 1988 г. |
А.А. Жабский. Углич. 1982 г. Холст. масло. |
А.А. Жабский. Милана Алексеева. 1980 г. Холст, масло. 47х39 см |