Известный историк искусства София Багдасарова на своей странице в интернете доступно объяснила, что следует понимать под словом «шедевр». Им разбрасываться, как это часто делают художники, журналисты и некомпетентные люди, нельзя. Так что же это такое – шедевр?
Далеко не к каждой картине, роману, эссе, музыкальной композиции и т.п. можно применить это слово. Шедевр – это не синоним выражению «картина художника» или же другого обозначения произведения искусства, а оценка, в которой изначально заложено превосходное качество этого произведения. Только прославившуюся на весь мир песню можно назвать хитом или шлягером – музыкальное произведение, которое надолго запомнилось. Песне В. Высоцкого «Я не люблю…» можно дать такую характеристику. А вот «Красное, зелёное» или «Нинка-наводчица» в эту категорию не попадают. Слово «бестселлер» для книги, которая только что вышла из печати, просто не применимо. Если о книге говорят, и требуются повторные тиражи, то тогда это действительно прекрасно продающееся произведение. В любом другом случае – это только маркетинговый ход. Слово «блокбастер» первоначально означало фильм, который собрал значительные деньги. Теперь кинематографисты вкладывают в это слово несколько иное значение. В частности, новый фильм, в производство которого вложены огромные деньги. Сборы должны значительно их перекрыть. Но это далеко не всегда случается. Бывают и провалы.
· Шедевр – это практически всегда сразу узнаваемое всеми произведение
Этим словом не стоит обозначать картину, которая много лет находится в частной коллекции, где её видит только узкий круг людей. Шедевром не может стать картина, которую только что просто показали по телевидению. Исключения бывают, если знаковая картина того или иного художника была продана на крупном аукционе, например Christie's, в личную коллекцию, а затем владелец отправил её на выставку. При этом провенанс, т.е. происхождение и историю этой картины знают искусствоведы, и она знакома публике. Интересную находку сделали недавно на блошином рынке во Франции: это была гравюра Дюрера (1520 г.). Она пропала из музея в Штугарте в период Второй мировой войны. Увидев печать музея на обороте, коллекционер вернул гравюру в музей. Даже в запасниках музеев делают фантастические открытия. То, что считалось копией, профессионалы после исследований могут посчитать подлинником. Такое произошло с шедевром Йорданса «Мегар и Леандр». Можно привести ещё много примеров на эту тему.
Но чаще всего шедевр всегда на виду у зрителя и находится десятилетиями, а то и столетиями в известных музеях. Многие знают такие картины художников по репродукциям. Начинающие, а то и уже зрелые художники, учась у всемирно признанного мастера, копируют его работы, а историки искусства пишут монографии и статьи. То есть шедевр – это картина, известная широчайшему кругу лиц, хотя бы потому, что он широко растиражирован на коробках с конфетами или конфетных фантиках («Утро в сосновом лесу»), на пластиковом пакете («Джоконда») или в школьном учебнике. Но если картина, которуе зритель видит первый раз в жизни, его задерживает, не отпускает от себя, то это, несомненно, шедевр, поскольку шедевр обладает именно такими свойствами. Практически большинство всех великих произведений живописи и графики находятся в музеях и предназначены для просмотра большим количеством посетителей.
· Сколько шедевров может написать великий художник?
Знаменитых, прогремевших на всю страну, а, тем более, на весь мир, шедевров у какого-либо художника найдётся не более десятка. Остальные его картины могут быть очень хороши, но не более. Мастер портрета Валентин Серов написал сотни портретов. Но первое, что сразу всплывает в памяти – это солнечная «Девочка с персиками», едкая характеристика на «Портрете Орловой», показанная с издёвкой примадонна «Ида Рубинштейн», а также тонкий, нежный «Мика Морозов». Нет смысла перечислять все его шедевры. Их помнят многие. А есть известные художники, написавшие немало картин, такие как Саврасов или Пукирев, шедеврами которых стали только «Грачи прилетели» и «Неравный брак». Исаак Левитан написал огромное количество пейзажей. Они не все равнозначны. Но те из них, что вспоминаются сразу при упоминании имени Левитана – несомненно шедевры. В мировом искусстве примерно лишь один процент произведений живописи можно считать абсолютным совершенством. Тот, кто думает, что весь Ренессанс, всё барокко или всё академическое искусство – это высшее достижение в живописи, а современное – нет, увы, ошибаются. Они просто не знакомы с остальными 99% произведениями искусства.
· Красивая картина не обязательно триумф и совершенство
Если кому-то частному лицу очень сильно нравится картина, будь то журналисту, любителю, или даже искусствоведу, то это не поднимает картину художника на уровень шедевра. Мнение Павла Третьякова очень ценилось. Он отбирал лучшее, что было создано в его время, но не все картины в его галерее можно считать идеалом. Картина- шедевр – это комплекс обстоятельств, успех у множества людей и ценителей живописи, и совершенно не факт, что она лично Вам нравится. Сколько копий сломано, сколько анекдотов сложено по поводу «Чёрного квадрата» К. Малевича. Однако ему нашлось место в Русском музее. Эту картину Малевича широкая публика всё же признала. К этому художнику пришла слава.
· Насколько долго к картине художника приходит признание
Картина, которая теперь приписывается великому флорентийцу, «Спаситель мира», и которая в 2017 году установила беспрецедентный рекорд на аукционе Кристи ($400 млн.), всё же не имеет истории на выставках и в статьях. Поэтому произведение, о котором по-прежнему спорят – это ещё не шедевр. Для многих это просто новинка, на которую интересно взглянуть. И только что написанная картина, даже весьма раскрученного автора, не может называться шедевром. Её нынешний владелец вкладывает деньги с расчётом на будущее. Песня становится хитом часто уже через неделю, когда её рейтинг высоко взлетел. С произведением живописи всё гораздо сложнее. Только когда пройдёт лет 50, мы можем с определённой долей уверенности утверждать – это шедевр. На выставке нашего современника, какого-нибудь Петрова, будет неправильно расценить его наиболее выдающуюся его работу как шедевр. Точнее, можно сказать, что для Петрова это его шедевр, т.е. одна из лучших его картин. А для самого художника-современника, его семьи или знакомых, лучше сказать, что его картина превосходна и является непревзойденным верхом совершенства.
Татьяна Пиксанова
На аватаре: И.Е. Репин «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» 1903 год, 400×877 см