Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Разноплановое дарование Григория Шегаля увеличить изображение
Разноплановое дарование Григория Шегаля

Это один из тех мастеров изобразительного искусства, к кому нельзя применить термин устоявшееся творческое амплуа. В его картинах  эпоха социалистической стройки не лишена определённой лирики. Талант мастера исторических полотен в нём боролся с талантом тонкого лирика. Григорий Шегаль – видный художник и педагог первой половины ХХ столетия, вся жизнь которого – один большой творческий поиск.

Биография

 

Будущий живописец увидел свет в городе Козельске Калужской губернии в 1889 году. Он рано осиротел и работал «мальчиком», а потом и в подмастерьях в мастерской смоленского гравёра. Как вспоминал художник в автобиографии, ночами срисовывал все картины, имевшиеся в доме хозяина. Первой школой Григория  Шегаля были также рисунки-впечатления от книг, которые он читал каждую свободную минуту. Всё своё скудное жалование Г. Шегаль тратил на уроки с репетитором-студентом, которые помогли ему получить аттестат зрелости. Теперь он имел основание уехать в Петербург за желанным специальным образованием.

 В 1912 году Григорий  Шегаль поступил в Петербургскую Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Первыми его учителями были Аркадий Рылов и Николай Рерих. В 1916-18 годах Григорий Шегаль учился в Академии художеств, но не окончил её. Позже он писал, что в Академию в то время ринулись «теоретики, демагоги и конструктивисты», поэтому он и не стал учиться дальше. В 1918 году в Туле Григорий Шегаль организовал рабочую студию Пролеткульта.

 В 1922 году художник приехал в Москву, и в 1925 году, наконец, закончил обучение во ВХУТЕМАСе (преподаватель Александр Васильевич Шевченко). Здесь он увлёкся живописью Сезанна, Хальса, Веласкеса, Шардена, Рембрандта. Их влияние, особенно Поля Сезанна, чувствуется в работах молодого Шегаля.

 В 1920-х годах Григорий Михайлович Шегаль был активным членом сообщества молодых столичных художников, пытавшихся формировать новый эстетический идеал зарождающегося советского искусства: «Общество московских художников», «Московские живописцы», АХРР. Первый опыт выставочной деятельности художник приобрёл в 1924 году. Его картины демонстрировались на выставке «Бубнового валета». Немногим позже Г.М.  Шегаль участвует в выставках АХРР, члены которой считали своей основной задачей придать молодому искусству советской эпохи новое содержание.

В 1929 году издательство ИЗОГИЗ предлагает Шегалю и другим художникам контракт. Из-под его кисти появляются картины «Рождение трактора», «Путь свободен. Турксиб.», «На эскалаторе». Его портрет Сталина «Вождь, учитель, друг» экспонировался на выставке под названием «Жить стало лучше».

 В 1935 году столичные творческие круги заговорили о Григории Шегале как о зрелом живописце. Поводом к этому стала персональная выставка художника. В это время Григорий Михайлович работал в разных жанрах, при этом  каждая из его работ отличалась ярким индивидуальным почерком.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов Г.М. Шегаль, находясь в эвакуации, продолжал шлифовать своё искусство пейзажа и портрета, закрепляя полученные в юности навыки классического изобразительного искусства.

 Наряду с продуктивной практической деятельностью Григорий Михайлович преподаёт в Московском художественном институте им. Сурикова и во ВГИКе. Известны его статьи по изобразительному искусству, а также объёмная монография «Колорит в живописи». Студенты вспоминали что он не просто преподавал, но и водил их по музеям, заставляя анализировать работы великих художников, приводил их в свою мастерскую на Верхней Масловке.

Незадолго до смерти Академия художеств СССР принимает живописца в члены-корреспонденты.

 Умер Григорий Михайлович Шегаль в 1956 году в Москве.

Творческий поиск

 

Истоки творческой деятельности Григория Михайловича Шегаля совпали со становлением молодого советского государства. В это время в поиске новых форм и содержания в изобразительном искусстве (как и в литературе, и в театре) художники объединяются в сообщества. Григорий Шегаль принимал участие в жизни нескольких из них. Благодаря творческим объединениям, он приобрёл первый опыт выставочной деятельности. По названиям полотен можно судить о темах, волнующих художника в то время. Известные картины Г.М. Шегаля 1920-х годов:

 Москва. Лефортово (Пейзаж с прачками) (1923) .

Работница (1924).

Старый рабочий (1924).

Безработные на Западе (1924).

Дубки. Оптина пустынь (1926).

Портрет матери художника (1926).

 Вместе с производственной темой, Г. М. Шегаль пробует свои силы в портрете и пейзаже – жанрах, которые проявятся в более позднем периоде. А пока что молодой художник под сильным влиянием Поля Сезанна ищет свой почерк и работает в актуальной по тем временам тематике.

 1930-е – расцвет художественной деятельности во всех жанрах. Художник много путешествует, фиксируя моменты жизни развивающихся народов. Об этом свидетельствуют его работы «Из узбекского альбома» (1931), «Казахи-фабзайчата» (1931), «Новый товарищ» (1931), «Аджарское кочевье» (1932). Работая по контракту с Издательством «ИЗОГИЗ», художник много зарисовок делает на ударных стройках первых пятилеток – Турксиб, Карабаш, Новокузнецк, Соликамск, Златоуст. Художник оставил богатое наследие так называемого индустриального пейзажа – жанра, одним из зачинателей которого был он сам. Произведение «Уральский металлургический завод» – это обобщение новой жизни развивающейся страны.

 Ещё одно полотно Г. М. Шегаля этого периода, заслуживающее внимание,  это «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле в 1919 году». Замысел эмоционального произведения глубочайшей силы возник спонтанно, когда в 1933 году художник проезжал через станцию Кизел по дороге на Урал. Над ним Григорий Михайлович работал более двух лет. Второе полотно на историческую тему – истинная историко-психологическая драма «Бегство Керенского из Гатчины в 1917 году» (1937-38).

 Параллельно художник пишет пейзажи, портреты и натюрморты, такие как «Натюрморт с бегонией» (1935), «Сплав леса по реке Тельбес» (1935), «Оливы утром» (1938), «Портрет жены» (1938).

 В военный и послевоенный период (1940-е) Григорий Шегаль полностью посвятил себя пейзажу и натюрморту. Ранее эти жанры в его творческом процессе перекрывали идейные полотна, но тем не менее, лирические произведенияГригорий Михайлович Шегаль писал всю свою жизнь. Пейзажи и натюрморты – продолжение традиций русского реалистического искусства. На картинах этого периода – предвоенный Крым, красоты среднерусской полосы. Даже в суровые военные годы он не прекращает писать московские пейзажи - «Масловка. Зимние сумерки» (1941), «Поздняя осень» (1942), «На эскалаторе. Московское метро» (1941-1943). Послевоенное творчество Григория Шегаля характеризуют ещё более спокойные мотивы – «Тихий вечер» (1946), «Натурщица» (1947), «Вечер в Гребешках» (1948), «Вечер в Юрьевце» (1948).

 Подобные сюжеты мы наблюдаем и в его творчестве 1950-х , последних лет жизни художника. «Портрет корейской танцовщицы Ан Сон Хи» (1952), «Таллин. Улица Виру в полдень» (1953), «Бурная весна» (1954), «Дельфиниумы» (1955).

 Современники вспоминают о Григории Михайловиче Шегале, не только как о незаурядном живописце, создателе историко-патриотических полотен и замечательных пейзажей, но и как о человеке с широким спектром интересов, активной жизненной позицией. Студенты помнят его интересные занятия. Творческое наследие Г.М. Шегаля хранится частично в ГТГ, несколько работ выставлены в Киевском национальном музее русского искусства, областных музеях РФ.