Это один из тех мастеров изобразительного искусства, к кому нельзя применить термин устоявшееся творческое амплуа. В его картинах эпоха социалистической стройки не лишена определённой лирики. Талант мастера исторических полотен в нём боролся с талантом тонкого лирика. Григорий Шегаль – видный художник и педагог первой половины ХХ столетия, вся жизнь которого – один большой творческий поиск.
Биография
Будущий живописец увидел свет в городе Козельске Калужской губернии в 1889 году. Он рано осиротел и работал «мальчиком», а потом и в подмастерьях в мастерской смоленского гравёра. Как вспоминал художник в автобиографии, ночами срисовывал все картины, имевшиеся в доме хозяина. Первой школой Григория Шегаля были также рисунки-впечатления от книг, которые он читал каждую свободную минуту. Всё своё скудное жалование Г. Шегаль тратил на уроки с репетитором-студентом, которые помогли ему получить аттестат зрелости. Теперь он имел основание уехать в Петербург за желанным специальным образованием.
В 1912 году Григорий Шегаль поступил в Петербургскую Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Первыми его учителями были Аркадий Рылов и Николай Рерих. В 1916-18 годах Григорий Шегаль учился в Академии художеств, но не окончил её. Позже он писал, что в Академию в то время ринулись «теоретики, демагоги и конструктивисты», поэтому он и не стал учиться дальше. В 1918 году в Туле Григорий Шегаль организовал рабочую студию Пролеткульта.
В 1922 году художник приехал в Москву, и в 1925 году, наконец, закончил обучение во ВХУТЕМАСе (преподаватель Александр Васильевич Шевченко). Здесь он увлёкся живописью Сезанна, Хальса, Веласкеса, Шардена, Рембрандта. Их влияние, особенно Поля Сезанна, чувствуется в работах молодого Шегаля.
В 1920-х годах Григорий Михайлович Шегаль был активным членом сообщества молодых столичных художников, пытавшихся формировать новый эстетический идеал зарождающегося советского искусства: «Общество московских художников», «Московские живописцы», АХРР. Первый опыт выставочной деятельности художник приобрёл в 1924 году. Его картины демонстрировались на выставке «Бубнового валета». Немногим позже Г.М. Шегаль участвует в выставках АХРР, члены которой считали своей основной задачей придать молодому искусству советской эпохи новое содержание.
В 1929 году издательство ИЗОГИЗ предлагает Шегалю и другим художникам контракт. Из-под его кисти появляются картины «Рождение трактора», «Путь свободен. Турксиб.», «На эскалаторе». Его портрет Сталина «Вождь, учитель, друг» экспонировался на выставке под названием «Жить стало лучше».
В 1935 году столичные творческие круги заговорили о Григории Шегале как о зрелом живописце. Поводом к этому стала персональная выставка художника. В это время Григорий Михайлович работал в разных жанрах, при этом каждая из его работ отличалась ярким индивидуальным почерком.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов Г.М. Шегаль, находясь в эвакуации, продолжал шлифовать своё искусство пейзажа и портрета, закрепляя полученные в юности навыки классического изобразительного искусства.
Наряду с продуктивной практической деятельностью Григорий Михайлович преподаёт в Московском художественном институте им. Сурикова и во ВГИКе. Известны его статьи по изобразительному искусству, а также объёмная монография «Колорит в живописи». Студенты вспоминали что он не просто преподавал, но и водил их по музеям, заставляя анализировать работы великих художников, приводил их в свою мастерскую на Верхней Масловке.
Незадолго до смерти Академия художеств СССР принимает живописца в члены-корреспонденты.
Умер Григорий Михайлович Шегаль в 1956 году в Москве.
Творческий поиск
Истоки творческой деятельности Григория Михайловича Шегаля совпали со становлением молодого советского государства. В это время в поиске новых форм и содержания в изобразительном искусстве (как и в литературе, и в театре) художники объединяются в сообщества. Григорий Шегаль принимал участие в жизни нескольких из них. Благодаря творческим объединениям, он приобрёл первый опыт выставочной деятельности. По названиям полотен можно судить о темах, волнующих художника в то время. Известные картины Г.М. Шегаля 1920-х годов:
Москва. Лефортово (Пейзаж с прачками) (1923) .
Работница (1924).
Старый рабочий (1924).
Безработные на Западе (1924).
Дубки. Оптина пустынь (1926).
Портрет матери художника (1926).
Вместе с производственной темой, Г. М. Шегаль пробует свои силы в портрете и пейзаже – жанрах, которые проявятся в более позднем периоде. А пока что молодой художник под сильным влиянием Поля Сезанна ищет свой почерк и работает в актуальной по тем временам тематике.
1930-е – расцвет художественной деятельности во всех жанрах. Художник много путешествует, фиксируя моменты жизни развивающихся народов. Об этом свидетельствуют его работы «Из узбекского альбома» (1931), «Казахи-фабзайчата» (1931), «Новый товарищ» (1931), «Аджарское кочевье» (1932). Работая по контракту с Издательством «ИЗОГИЗ», художник много зарисовок делает на ударных стройках первых пятилеток – Турксиб, Карабаш, Новокузнецк, Соликамск, Златоуст. Художник оставил богатое наследие так называемого индустриального пейзажа – жанра, одним из зачинателей которого был он сам. Произведение «Уральский металлургический завод» – это обобщение новой жизни развивающейся страны.
Ещё одно полотно Г. М. Шегаля этого периода, заслуживающее внимание, это «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле в 1919 году». Замысел эмоционального произведения глубочайшей силы возник спонтанно, когда в 1933 году художник проезжал через станцию Кизел по дороге на Урал. Над ним Григорий Михайлович работал более двух лет. Второе полотно на историческую тему – истинная историко-психологическая драма «Бегство Керенского из Гатчины в 1917 году» (1937-38).
Параллельно художник пишет пейзажи, портреты и натюрморты, такие как «Натюрморт с бегонией» (1935), «Сплав леса по реке Тельбес» (1935), «Оливы утром» (1938), «Портрет жены» (1938).
В военный и послевоенный период (1940-е) Григорий Шегаль полностью посвятил себя пейзажу и натюрморту. Ранее эти жанры в его творческом процессе перекрывали идейные полотна, но тем не менее, лирические произведенияГригорий Михайлович Шегаль писал всю свою жизнь. Пейзажи и натюрморты – продолжение традиций русского реалистического искусства. На картинах этого периода – предвоенный Крым, красоты среднерусской полосы. Даже в суровые военные годы он не прекращает писать московские пейзажи - «Масловка. Зимние сумерки» (1941), «Поздняя осень» (1942), «На эскалаторе. Московское метро» (1941-1943). Послевоенное творчество Григория Шегаля характеризуют ещё более спокойные мотивы – «Тихий вечер» (1946), «Натурщица» (1947), «Вечер в Гребешках» (1948), «Вечер в Юрьевце» (1948).
Подобные сюжеты мы наблюдаем и в его творчестве 1950-х , последних лет жизни художника. «Портрет корейской танцовщицы Ан Сон Хи» (1952), «Таллин. Улица Виру в полдень» (1953), «Бурная весна» (1954), «Дельфиниумы» (1955).
Современники вспоминают о Григории Михайловиче Шегале, не только как о незаурядном живописце, создателе историко-патриотических полотен и замечательных пейзажей, но и как о человеке с широким спектром интересов, активной жизненной позицией. Студенты помнят его интересные занятия. Творческое наследие Г.М. Шегаля хранится частично в ГТГ, несколько работ выставлены в Киевском национальном музее русского искусства, областных музеях РФ.