Произведения искусства, находившиеся некогда в усадьбе Лукино-Варино, что в 25 км к северо-востоку от Москвы, ныне разрозненные по музеям и частным собраниям, по существу никогда не исследовались. Кроме хранившихся там живописных фамильных портретов конца XVIII века, не менее интересным было и собрание рисунков — в частности, портреты хозяев и их гостей, летом бывавших в усадьбе, а зимой в петербургских и московских домах. Достаточно сказать, что среди них находились портреты работы О. Кипренского, А. Орловского, П. Соколова и других известных русских и западноевропейских художников. Если они и публиковались, то в большинстве случаев как портреты неизвестных.
С конца XVIII века поместье последовательно принадлежало Измайловым, Одоевским, Ланским, а с конца XIX века—Шишовым и позже Поляковым. Наибольший интерес для исследования представляет начало XIX века, когда поместье именовалось Варино — по имени её владелицы Варвары Ивановны Одоевской (1790—1845) в замужестве Ланской, Здесь она родилась,- воспитывалась, и позже усадьба была постоянной летней резиденцией её семьи. По рождению она принадлежала к семье военной аристократии. Её дед по матери — генерал. И. Измайлов, участник взятия Берлина в 1760 г., отец генерал И. Одоевский, принадлежал к знатнейшему роду князей Рюриковичей. Сын её кузена — поэт, декабрист Александр Одоевский — в юности встречался с ней в доме родственников, где Варвара Ивановна воспитывалась с 17 лет после смерти обоих родителей. Это была семья Варвары Александровны, урождённой Одоевской, и её мужа, Д. С. Ланского.
Муж В. И. Одоевской, владелицы имения Варино, С. С. Ланской к делу декабристов не привлекался благодаря влиянию своего дяди В. С. Ланского, бывшего в тот период министром внутренних дел России. Удалившись после восстания декабристов из Петербурга, он несколько лет провёл в Варине.
Кстати, впоследствии он многое делал для возвращения декабристов и отмены крепостного права, В № 25 «Колокола» за 1858 г. в конце «письма редактору» есть постскриптум: «как только будет можно без вреда для крестьянского дела, я сообщу Вам некоторые подробности о том, как вынудил Ланской начать освобождение крестьян».
О. Кипренский «Портрет С.С. Ланского» бумага, итальянский карандаш. 1813 г. |
О. Кипренским выполнен портрет С. С. Ланского. Он датируется 1813 г., когда Ланской брал у художника уроки рисования, но, очевидно, завершён был позже. Рисунок исполнен был не по заказу и оставался у Кипренского до его смерти, последовавшей в Риме. Пересланный в Петербург в 1836 году, портрет попал в Варино, где хранился до начала XX века, а позже был в частных собраниях Москвы и Ленинграда. В последнее время он значился как портрет неизвестного. В 1976 г. криминалисты кафедры МГУ им. М. Ломоносова установили совпадение черт лица портретируемого с достоверными изображениями С. С. Ланского.
Можно предположить, что и другой рисунок О. Кипренского, датированный 19 февраля 1813 г., ныне хранящийся в ГРМ как портрет неизвестного, также является портретом С. С. Ланского.
В доме Ланских Кипренским тогда же был создан один из поэтичнейших рисунков, моделью для которого послужил прибывший из действующей армии И. И. Одоевский (младший), бывший с 1812 г. адъютантом генерала А. Тормасова. Прибыв в Петербург 20 января 1813 г., он 1 марта уже возвращается в армию, а в начале 1814 г. был убит в бою на подступах к Парижу. На выставке в Третьяковской галерее, открытой к 100-летию со дня смерти О. Кипренского, этот рисунок экспонировался как портрет неизвестного. В настоящее время его местонахождение неизвестно.
О. Кипренский «Портрет И.И. Одоевского» бумага, итальянский карандаш. 1813 г. г. |
Многие «портреты неизвестных» работы О. Кипренского оказываются портретами лиц, заметных в истории русской культуры. Поэтому особенно интересно добиваться определения личности изображённого. Так, например, существует пастель О. Кипренского «Портрет неизвестной» (1823), некогда тоже бывшая в Варино, воспроизведенная в книге Н. Врангеля «Кипренский в частных собраниях». Сравнивая её с акварелью, находящейся в музее А. С. Пушкина в Москве и изображающей Ольгу Степановну Ланскую, сестру владельца Варина, можно убедиться, что и пастель представляет собой портрет О. С. Ланской, которая в суровые дни 1826 г. вышла замуж за В. Ф. Одоевского и была известна как хозяйка петербургского музыкального салона.
Другой пример — рисунок, хранящийся в харьковском музее. Есть основания предполагать, судя по сходству с портретом её сына и фотографиям её в старости, что на нём изображена мать В. Ф. Одоевского — Екатерина Алексеевна Одоевская, бравшая в 1815 г. в доме Ланских уроки рисования у О. Кипренского, обладавшая многими талантами, до замужества бывшая крепостной.
О. Кипренский «Портрет Екатерины Алексеевны Одоевской» бумага, итальянский карандаш. 1815 г. |
Из работ О. Кипренского, украшавших одну из комнат Лукина-Варина, была и его копия картины Ж. Тестелена «Святое семейство», выполненная углём в 1828 г., не подписанная, а лишь датированная художником. В то время он делал копии и жил их продажей, хотя тщательно скрывал это. С 1961 г. работа хранится в Казахской гос. художественной галерее им. Т. Г. Шевченко в Алма-Ате.
Есть основания предполагать, что этот заказ был дан Кипренскому не случайно: родные видели сходство В. И. Ланской с образом, созданным Тестеленом. Подтверждает это сходство и портрет В. И. Ланской, написанный в 1815 г. Я. Рейхелем. Позже портрет перешёл в собрание её дочери, А. С. Перфильевой, той самой, которая изображена у неё на руках.
По портретам О. Кипренского можно судить об отношении художника к модели. Были портреты, говорящие о восхищении портретируемой личностью, были и беспощадные. К числу последних можно отнести рисунок 1812 г. из Гос. музея латышского и русского искусства в Риге. По сходству с достоверными портретами Д. С. Ланского, широко известного по литературным произведениям, описывающим события 14 декабря 1825 г., на этом рисунке мы видим именно его. Сохранилось также шаржированное изображение Д. С. Ланского работы неизвестного художника, бывшее в Лукине-Варине, ныне же находящееся в собрании А. А. Шишова.
А. Орловский «Портрет М.Ю. Виельгорского» бумага, граф. карандаш. Собрание А. Шишова |
Из рисунков, сохранившихся до начала XX века в Лукине-Варине, были и работы А. Орловского. В частности, изображение ближайшего друга Ланских Михаила Юрьевича Виельгорского, а также рисунок 1803 г., по-видимому, изображающий отца В. И. Ланской — И. И. Одоевского-старшего.
П. Соколов «Портрет А.С. Ланской» бумага, акварель, карандаш. 1826 г. |
Среди рисунков П. Соколова, бывших в Варине, можно назвать портреты детей В. И. Ланского (1826), хранящиеся в Третьяковской галерее и, возможно, тогда же сделанный замечательный рисунок-портрет, напоминающий кузена хозяйки Варина — И. С. Одоевского, отца поэта-декабриста. Ныне этот рисунок находится в Гос. литературном музее в Москве и считается по сей день портретом неизвестного.
П. Соколов «Портрет Стивы Ланского» бумага, акварель, карандаш. 1826 г. |
Сохранялись в Лукине-Варине до начала XX века и учебные рисунки самих Ланских, исполнявшиеся под руководством О. Кипренского в 1810-е годы в Петербурге.
После смерти С.С. Ланского портреты, оставшиеся в Лукине-Варине, мало интересовали новых владельцев, а потому и приобретались коллекционерами.
А. ШИШОВ
Журнал «Художник», №10, 1979 г.
На аватаре: О. Кипренский «Портрет Д.С. Ланского» бумага, итальянский карандаш. 1812 г.
О. Кипренский «Портрет А.М. Ланской» 1815 г. |