|
|
Скромная красота русских деревень
Картины художников с пейзажами деревень всегда были и до сих пор остаются своего рода визитной карточкой русской живописи. Простота и скромная красота русской деревни, живущей в размеренном ритме и гармонии с окружающей природой, не может не тронуть как сердце опытного живописца, так и неискушённого зрителя. Современные художники всё чаще обращаются к этой, казалось бы, давно изученной теме и пишут в многочисленных российских деревнях всё новые и новые картины маслом с пейзажами.
Можно заметить, что деревенские дома похожи один на другой вне зависимости от региона. Конечно, зодчие и строители могут увидеть некую специфическую разницу, но для человека, далёкого от этой сферы, различия между домом в Тарусе и домом в Пермском крае будут незаметны. Казалось бы, в такой ситуации и деревенские пейзажи должны быть похожи один на другой, но ничего подобного. Благодаря таланту художников, способных подмечать малейшие незначительные детали и превращать даже самые заурядные сюжеты в нечто удивительное, зритель получает возможность наслаждаться десятками и сотнями картин художников, каждая из которых будет уникальна и неповторима.
Взгляд на масляную картину «Бабушкины ковры» Александра Васильевича Чёрного возвращает зрителя прямиком в детство и зимние каникулы, проведённые в деревне. А Дарья Александровна Воробьёва в своей работе «Василёво» изобразила и саму бабушку, сидящую возле своего милого старенького домика. На эту работу стоит обратить внимание ещё и из-за смешанной техники — сочетание масляных и акриловых красок придаёт деталям картины неповторимое яркое сияние.
Жаркой летней порой «Багровый закат» Сергея Юрьевича Ефремова подарит зрителю порыв свежего зимнего ветра. Эта картина раскрывает красоту деревенского пейзажа с иной стороны, выводя на передний план единение деревни с природой. Этот же лейтмотив прослеживается и в работе Евгения Эрнестовича Гавлина «Восприятие», где тонкие стволы деревьев буквально прорастают сквозь картину и соперничают с деревенскими домиками за зрительское внимание.
Самой, пожалуй, сильной и неистребимой остаётся ассоциация деревни с чем-то сказочным. Среди картин с пейзажами русских художников есть такие, один мимолётный взгляд на которые сразу вызывает в памяти все народные сказки и предания разом. На первый взгляд, в «Горбачихе» Наталии Валерьевны Новиковой нет ничего особенного, но эта работа как книга с открытым финалом — заставляет размышлять о том, какая нечисть может скрываться в густом лесу и кто живёт в небольшом домике на опушке. Своеобразным продолжением этой работы может показаться «Деревенский мостик» Андрея Николаевича Ковалевского, выглядящий не менее сказочно. Пожалуй, подкупает и заставляет с головой окунуться в сказку отсутствие на этих картинах линий электропередач и каких бы то ни было ещё напоминаний о современности. Конечно, тема русского деревенского пейзажа требует более детального знакомства с картинами различных авторов. Но настоящим ценителям живописи порой хватает и одного взгляда.
Анна Николаевна Ковалёва
|
|