Мастерство замечательного советского живописца Сергея Васильевича Герасимова, человека сильного, прекрасного, незабываемого, оказало благотворное влияние на становление нескольких поколений художников, представителей многонационального советского искусства.
Среди учеников С. В. Герасимова был и юноша из Азербайджана, ныне народный художник СССР Микаил Абдуллаев. Сегодня он рассказывает о годах студенческой юности, о тех «тайнах» педагогической системы учителя, которые помогли каждому, кто у него учился, найти своё место в творчестве.
![Микаил Абдуллаев](https://ruskartina.ru/images/uploaded/1-ad11662e06fb4b7502bdb1c5d2a2f1ec.jpg) Микаил Абдуллаев |
Мастерская Сергея Васильевича Герасимова была одной из ведущих в Суриковском институте. Не случайно поэтому большой поток студентов всё время стремился попасть к нему. Но не так-то легко это удавалось, потому что выбор учеников производил сам художник.
...Итак, каждую субботу с нетерпением мы ждали появления Сергея Васильевича, как настоящего праздника. «Не пропускайте форму», «не переоценивайте форму», «как можно цельнее» — эти слова до сих пор звучат в ушах тех, кто учился у этого большого художника-педагога.
«Торопитесь не спеша!» — любил он говорить студентам, когда классная постановка подходила к концу. А если кто-нибудь уже остывал к ней и на вопрос «почему не работает» отвечал, что за последние два часа ничего нельзя сделать, Сергей Васильевич напоминал, что за два часа Суриков дописал «Боярыню Морозову».
![С.В. Герасимов. Автопортрет (1923г.). Холст, масло. 88 x 66 см. Харьковский художественный музей](https://ruskartina.ru/images/uploaded/309-6f54a59fe41bcb4f5c6296ce997de920.jpg) С.В. Герасимов. Автопортрет (1923г.). Холст, масло. 88 x 66 см. Харьковский художественный музей |
Увидеть в студенте художника и способствовать выявлению в нём качеств живописца было первоосновой педагогической системы Герасимова. Он придерживался того мнения, что нельзя сначала обучать мастерству, а потом требовать от студента творческого решения художественных задач.
Сергей Васильевич умел в трудную минуту подбодрить человека, и это ему удавалось без малейшего затруднения. При этом он иногда говорил так: «А Вы давайте смелее, смелее! На страх врагам России!» В то же время он не любил баловать своих учеников. Его известное «ничего» произносилось только в том случае, если его удовлетворяло написанное, а если у кого-либо уж очень удачно получалось, то это слово повторялось два раза, и при этом лишь повышалась интонация: «Ничего! Ничего!»
![С.В. Герасимов. Плотина. Холст, масло. 82х105 см. 1929 г.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/632-597ea9ffe81b7d1c7e0cdf571a22d822.jpg) С.В. Герасимов. Плотина. Холст, масло. 82х105 см. 1929 г. |
Появление учителя в мастерской всегда оживляло работу, сразу же вносилась ясность в запутанные споры, решались любые вопросы, на которые Сергей Васильевич отвечал с лёгкостью и с присущим ему чувством юмора. Помню, например, как в этюде головы одна наша студентка написала иллюзорную прическу. Одним это нравилось, а другие нашли, что живописная фактура находится на плоскости, а не лежит на объёме. С юношеской любознательностью хотелось послушать «арбитра». И вот появляется Сергей Васильевич и, увидев этот этюд, восклицает: «Барышня, барышня, прическу ведь с головой надо написать, а она у Вас получилась отдельно...»
![С.В. Герасимов. Девушка с зонтиком. Холст, масло. 90х72 см. 1930-е годы](https://ruskartina.ru/images/uploaded/454-dbe1c8d0eeccfa7a6f412e15b340b047.jpg) С.В. Герасимов. Девушка с зонтиком. Холст, масло. 90х72 см. 1930-е годы |
Или, помню, как один из нас довольно интересно «увидел» постановку с обнажённым натурщиком — в сложном жемчужном колорите. Этот этюд привлёк внимание Сергея Васильевича, и он его запомнил. Но способный живописец, не уверенный в своей силе рисования, на следующей неделе попросил своего друга-рисовальщика выручить его в рисунке. Тот довольно быстро и ловко прорисовал всю фигуру, и при этом она оказалась написанной в одних красных тонах. Чем дальше, тем краснее стала вся работа, и ни следа не осталось от первого впечатления. Услышав шаги Сергея Васильевича, все сразу притихли и, затаив дыхание, с любопытством ждали, что же он скажет на это.
— Это ещё что?! — громко спросил Сергей Васильевич.— А ну-ка дайте палитру сюда. Есть у Вас краплак?
— Есть! — достав из этюдника большой тюбик краплака, тот преподнёс ему,— пожалуйста, Сергей Васильевич.
— Сейчас же выкиньте его!
Непримиримым он был к излишней пестроте в живописи или к кокетливой пастозности. В таких случаях раздражённым голосом произносил: «Ах, как много живописи, да поменьше бы вам живописи»; или же «никаких мармеладов!», «поменьше рахат-лукума».
![С.В. Герасимов. Лёд прошёл. Холст, масло. 75х110 см. 1945 г.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/924-57c0c6e98714c08ec8cfe0e2e284b063.jpg) С.В. Герасимов. Лёд прошёл. Холст, масло. 75х110 см. 1945 г. |
Большое значение Сергей Васильевич придавал вопросам композиции. Он считал, что нужно растить художника с богатым запасом идей, владеющего способами их выражения и образного развития, а не мастера вообще, не знающего, к чему применить это мастерство.
Сергею Васильевичу не очень-то нравилось, когда студенты увлекались писать «под кого-то». Как бы задыхаясь, он произносил: «Ах это...ala, ala, да Вы делайте все по существу, только по существу!»
Бывало, вдруг у кого-то очень смело и интересно происходил процесс «писанины». Наиболее слабохарактерные поневоле старались подражать этому методу. Такие случаи Сергей Васильевич высмеивал: «Пишите, пожалуйста, самостоятельно, да, только самостоятельно. Ведь талантливым может быть один, а не все сразу двадцать».
![С.В. Герасимов. Шура. Портрет племянницы. Холст, масло. 90х71 см. 1949 г.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/891-031a40c567ed0e1e570115c46efb1085.jpg) С.В. Герасимов. Шура. Портрет племянницы. Холст, масло. 90х71 см. 1949 г. |
«Прав был и Рафаэль, прав и Рембрандт — каждый для своего времени». Эти слова С. В. Герасимова с предельной ясностью подчёркивали роль художника в современном ему обществе.
Этому настоящему художнику чуждо было понятие «искусство для искусства». Его волновали вопросы становления и развития советской художественной школы, воспитания молодых специалистов в стенах художественных вузов. «Художественная школа не может существовать и развиваться без органической связи с действительностью, с живым искусством своего времени»,— писал Сергей Васильевич ещё четверть века тому назад.
![С.В. Герасимов. Колхозный праздник. Холст, масло. 234х372 см. 1937 г.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/534-f95672f614c48c9ea6ccefa56e63db39.jpg) С.В. Герасимов. Колхозный праздник. Холст, масло. 234х372 см. 1937 г. |
Цели и задачи педагогической системы Сергея Васильевича, на мой взгляд, заключались ещё и в том, чтобы не разрушать в начинающем художнике художника, а благоприятствовать именно его развитию и процветанию. Можно привести в пример имена нескольких десятков художников, прошедших его мастерскую, чтобы убедиться, насколько они разные: Г. Коржев и П. Оссовский, Ю. Кугач и В. Гаврилов, В. Нечитайло и Л. Бажбеук, Н. Осенев и С. Ткачёв, В. Гремитских, Н. Горлов и В. Стожаров, автор этих строк и многие, многие другие.
![С.В. Герасимов. Последний снег. Картон, масло. 50х70 см. 1954 г.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/210-f3ccdd27d2000e3f9255a7e3e2c48800.jpg) С.В. Герасимов. Последний снег. Картон, масло. 50х70 см. 1954 г. |
О необычайной скромности этого большого художника с большим сердцем можно сложить «эпопею». Он совершенно не любил говорить о своей работе и о себе. В этом я лично убедился в течение целой четверти века: в стенах института, во время его приездов в Баку, по совместной работе в Секретариате Союза художников СССР, в поездках по республикам.
С. В. Герасимов много ездил по стране и уделял большое внимание росту и развитию искусства национальных республик. «Каждый из нас представляет определённую республику. Я русский, но я люблю и кавказское искусство, и искусство Прибалтики, и искусство Средней Азии. Оно мне тоже близко и интересно. Это искусство — результат родной Советской власти, результат той борьбы, которая впервые в мире поднялась у нас и которая неудержимо идёт вперёд». Эти слова С. В. Герасимова ясно характеризуют его отношение к искусству братских республик.
![С.В. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли. Холст, масло. 1953 г.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/509-8443fb95d67e6d5c79a6640e0cd04305.jpg) С.В. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли. Холст, масло. 1953 г. |
Итак, я завершаю свой рассказ о Сергее Васильевиче воспоминанием о самой первой встрече с ним.
1939 год. Просмотр летних работ. Мы, любопытствующие первокурсники (мне было 18 лет), в мастерской у старшекурсников. У порога при выходе чуть не столкнулись с Сергеем Васильевичем. Сразу отступая, я, склонив голову, предложил ему первому войти. «Нет, нет»,— возразил Сергей Васильевич и, правой рукой указывая на дверь, произнёс: «Прошу». Растерявшись, я подумал, что это будет нетактично с моей стороны, и ещё раз предложил: «Пожалуйста, пожалуйста, Сергей Васильевич».
Тогда Сергей Васильевич спросил меня: «...Нет, нет, почему Вы хотите, чтобы я сначала вошёл?» Я, весь красный, еле внятно сказал: «У нас на юге — дорога старшему».
«Ах вот как,— расхохотался он и двумя сильными руками обхватил меня за плечи,— а у нас на севере — дорога младшему».
Только теперь могу сказать, что всей своей сознательной жизнью я обязан Сергею Васильевичу — за эту дорогу!..
Народный художник СССР Микаил Абдуллаев
Журнал «Юный художник» №9 1982 г.
На аватаре: Сергей Васильевич Герасимов у себя в мастерской