Первая крупная работа Виктора Рейхета — картина «Хлеб красному Петрограду» — экспонировалась на всесоюзной художественной выставке 1957 года. С тех пор его произведения часто встречаются в ленинградских, республиканских и всесоюзных экспозициях. Однако лишь персональная выставка, организованная в музее Академии художеств СССР в Ленинграде и показанная затем в городах России и Украины, дала полное представление о художнике, заставив по-новому увидеть и оценить его творчество. Разрозненные, казавшиеся порой случайными работы, встав рядом, обнаружили глубокую внутреннюю общность. Русский народный характер в годы гражданской и Отечественной войн, современный рабочий человек, природа среднерусской и северной полосы — главное содержание искусства Рейхета.
Виктор Рейхет родился в 1922 году. С первого до последнего дня Великой Отечественной войны прослужил в армии. С войсками Центрального и Украинского фронтов дошёл до Румынии и Венгрии, встретил победу в Вене. Эти годы стали главным, формирующим этапом в жизни художника, обусловили направленность и внутренний смысл его творчества, основную тему которого можно определить словами «война и народ».
Художник раскрывает характеры своих героев в памятные, переломные для них дни. Общая боль, потрясение, вызванное первыми сводками Совинформбюро, проводы на фронт, уход в партизаны, гибель разведчицы, получение похоронки — вот сюжеты негромких, правдивых картин Рейхета, отразившие драматические события времени. Они воспринимаются как повесть о тяжких испытаниях, своеобразная летопись трагедии и мужества, завершившаяся победными днями в Германии.
Картина «Непокорённая» (1958) посвящена подвигу Зои Космодемьянской. Этюдный материал к ней был собран в Калининской области и Подмосковье. Редкий по одухотворенности пейзаж этих мест помог художнику создать эмоциональную среду картины. Раздольем снежных полей, печалью молчаливых изб, оголёнными, трепещущими на ветру деревьями предстает перед Зоей прощальный образ борющейся и сострадающей ей родной земли. Их родство выражено напряжённостью общего трагического состояния, цельностью и строгостью скорбной колористической гаммы. Оно подчёркнуто поэтическим сопоставлением героини с нежной и сильной берёзой, вторящей движению Зои.
Тему подвига народа в годы войны развивает картина «К партизанам» (1962), принадлежащая к числу лучших работ Рейхета. Художнику удалось преодолеть ту эскизность, известную незавершённость замысла, которые нередко встречаются в его полотнах. Убедительны психологические характеристики героев. Точно найдены на холсте полоска багряного неба, темнеющая даль леса, медленное движение партизанского обоза. В полную силу незаурядного живописного дарования художника решён колорит. Не только печальную красоту клонящегося к закату дня, ощущение таящейся опасности, но и щедрое богатство жизни, силу и глубину русского женского характера передаёт широкая сочная живопись, положенная густыми, темпераментными мазками.
В.И. Рейхет «К партизанам» 1962 год, холст, масло. 220 х 180 см, Брянский областной художественный музейно-выставочный центр. |
В полотне «На Эльбе. Год 1945-й» (1970) показаны майские дни в завоёванном городе. Но не праздничное ликование, а раздумье, боль за погибших, недошедших товарищей испытывают простые, усталые люди, русские солдаты в этом чужом, далёком для них краю. Просто, ненавязчиво звучит тема доброты и человечности народа-победителя.
Написанные в разные годы произведения Рейхета о Великой Отечественной войне воспринимаются как целостно задуманный и завершённый цикл. Едины содержание полотен, их образный строй, лирическая авторская интонация. Художник избегает внешних эффектов, и на первый взгляд всё в его картинах житейски просто и буднично. Действие, человеческие переживания запрятаны вглубь, но не скрыты от зрителя. Сила чувств, глубина внутренней жизни сообщают им подлинный драматизм. Героев картин связывает духовная и нравственная близость. При всей индивидуальности, «натурности» каждого персонажа они представляют по существу единый тип русского народного характера — крепкий, надёжный, несуетный, скромный и героический одновременно.
В.И. Рейхет «Победа» 1980 г. Холст, масло. 240х150 см Магнитогорская картинная галерея. |
Интерес к народной жизни, поиски выражения современного национального характера, колористический строй картин Рейхета соединяют его творчество с традицией русской исторической картины. Об этом свидетельствует и та роль, которую играет в его картинах образ русской природы, несущий в себе поэзию, красоту, многозвучие жизни.
Рейхет — прирождённый пейзажист. Свойственное ему эмоционально приподнятое восприятие природы, способность выразить тончайшие оттенки её состояния лучше всего раскрываются в небольших, скромных по мотиву деревенских зимних пейзажах. С глубоким чувством художник пишет сияние зимнего солнца, голубые и розовые тени на снегу, крепкий морозный воздух, пронизанный светом, запахами земли. В его пейзажах ощутима близость натуре, долгая и внимательная работа на плейере. Ярче, чем в других жанрах, проявляется в них непосредственность и мажорность мировосприятия художника.
В.И. Рейхет «У озера. Деревня Кишарино», 1965 г. Картон, масло. Нижегородский государственный художественный музей. |
В последние годы всё большее место в творчестве Рейхета занимает современная тема. Им написана целая галерея портретов ленинградских рабочих.
В 1960 году художник впервые попал на Ижорский завод. Его увлекла живописная красота индустриального гиганта, захватило зрелище «горячих» цехов, работа сталеваров, горновых, огнерезов, выпускающих сталь.
Большинство заводских этюдов Рейхета написано в цехах, у дышащих огнем мартеновских печей. С глубокой симпатией раскрывает художник характеры рабочих, любуется годами выработанной особой мужественной красотой их движений.
Работа над портретами, жанровыми сценами заводской жизни привела Рейхета к обобщённому решению больших многофигурных полотен. Он находит пластический язык, в котором поэтическое чувство соединяется с выверенностью композиционного строя, гармонией сложного и сдержанного колорита, весомостью плотной, материальной формы.
В картине «Бригада коммунистического труда Г. Н. Сохранного» (1975) спокойные, раскованные позы персонажей, неторопливые движения передают атмосферу непринуждённости и дружеской простоты. Сложный, выразительный силуэт группы рабочих, освещаемых вспышками огня, чётко выступает на трепетном, дымчато-розовом фоне. Есть в этом зрелище ощущение значительности и торжественности момента, монолитности группы, значимости каждого персонажа. Художнику удалось выразить своеобразную, трудно передаваемую красоту и романтику современной заводской жизни.
В.И. Рейхет «Продувка мартеновской печи» Холст, масло, 96х125 см, 1972 г. Частное собрание. |
На протяжении творческого пути Виктор Рейхет не раз обращался к историко-революционной теме («Хлеб красному Петрограду», 1957; «Ленин и Горький», 1963; «В. И. Ленин на Втором конгрессе Коминтерна в Петрограде», 1969, и др.).
Большой творческой удачей художника стало выступление на юбилейной ленинградской выставке 1977 года картиной «3 апреля. На встречу с Лениным». Подобно потоку полноводной реки движется громадная толпа, объединённая единым порывом. Эпичность замысла выражает вытянутая по горизонтали, широко обобщённая композиция и густая, темпераментная, богатая нюансами живопись.
Вооруженный высоким мастерством, Рейхет продолжает развивать темы, которыми увлёкся ещё в начале творческого пути. Его работы пронизаны цельностью внутреннего поэтического мира художника. Думается, именно в этом — сила и своеобразие искусства Виктора Рейхета.
И. ЛЕОНОВА
Журнал «Художник» № 11, 1979 г.
На аватаре: Рейхет Виктор Иосифович (1922-2000)
Фото: Студия-И, 2020.
В.И. Рейхет «В.И. Ленин на Марсовом поле», 1980 г. Холст, масло, 104х160 см, Белгородский художественный музей. |