Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
СИЛА РУССКОГО ХАРАКТЕРА увеличить изображение
СИЛА РУССКОГО ХАРАКТЕРА

 

Первая крупная работа Виктора Рейхета — картина «Хлеб красному Петрограду» — экспонировалась на всесоюзной художественной выставке 1957 года. С тех пор его произведения часто встречаются в ленинградских, республиканских и всесоюзных экспозициях. Однако лишь персональная выставка, организованная в музее Академии художеств СССР в Ленинграде и показанная затем в городах России и Украины, дала полное представление о художнике, заставив по-новому увидеть и оценить его творчество. Разрозненные, казавшиеся порой случайными работы, встав рядом, обнаружили глубокую внутреннюю общность. Русский народный характер в годы гражданской и Отечественной войн, современный рабочий человек, природа среднерусской и северной полосы — главное содержание искусства Рейхета.

 

Виктор Рейхет родился в 1922 году. С первого до последнего дня Великой Отечественной войны прослужил в армии. С войсками Центрального и Украинского фронтов дошёл до Румынии и Венгрии, встретил победу в Вене. Эти годы стали главным, формирующим этапом в жизни художника, обусловили направленность и внутренний смысл его творчества, основную тему которого можно определить словами «война и народ».

 

Художник раскрывает характеры своих героев в памятные, переломные для них дни. Общая боль, потрясение, вызванное первыми сводками Совинформбюро, проводы на фронт, уход в партизаны, гибель разведчицы, получение похоронки — вот сюжеты негромких, правдивых картин Рейхета, отразившие драматические события времени. Они воспринимаются как повесть о тяжких испытаниях, своеобразная летопись трагедии и мужества, завершившаяся победными днями в Германии.

 

Картина «Непокорённая» (1958) посвящена подвигу Зои Космодемьянской. Этюдный материал к ней был собран в Калининской области и Подмосковье. Редкий по одухотворенности пейзаж этих мест помог художнику создать эмоциональную среду картины. Раздольем снежных полей, печалью молчаливых изб, оголёнными, трепещущими на ветру деревьями предстает перед Зоей прощальный образ борющейся и сострадающей ей родной земли. Их родство выражено напряжённостью общего трагического состояния, цельностью и строгостью скорбной колористической гаммы. Оно подчёркнуто поэтическим сопоставлением героини с нежной и сильной берёзой, вторящей движению Зои.

 

Тему подвига народа в годы войны развивает картина «К партизанам» (1962), принадлежащая к числу лучших работ Рейхета. Художнику удалось преодолеть ту эскизность, известную незавершённость замысла, которые нередко встречаются в его полотнах. Убедительны психологические характеристики героев. Точно найдены на холсте полоска багряного неба, темнеющая даль леса, медленное движение партизанского обоза. В полную силу незаурядного живописного дарования художника решён колорит. Не только печальную красоту клонящегося к закату дня, ощущение таящейся опасности, но и щедрое богатство жизни, силу и глубину русского женского характера передаёт широкая сочная живопись, положенная густыми, темпераментными мазками.

 

В.И. Рейхет «К партизанам» 1962 год, холст, масло. 220 х 180 см, Брянский областной художественный музейно-выставочный центр.
В.И. Рейхет «К партизанам» 1962 год, холст, масло. 220 х 180 см, Брянский областной художественный музейно-выставочный центр.

 

В полотне «На Эльбе. Год 1945-й» (1970) показаны майские дни в завоёванном городе. Но не праздничное ликование, а раздумье, боль за погибших, недошедших товарищей испытывают простые, усталые люди, русские солдаты в этом чужом, далёком для них краю. Просто, ненавязчиво звучит тема доброты и человечности народа-победителя.

 

Написанные в разные годы произведения Рейхета о Великой Отечественной войне воспринимаются как целостно задуманный и завершённый цикл. Едины содержание полотен, их образный строй, лирическая авторская интонация. Художник избегает внешних эффектов, и на первый взгляд всё в его картинах житейски просто и буднично. Действие, человеческие переживания запрятаны вглубь, но не скрыты от зрителя. Сила чувств, глубина внутренней жизни сообщают им подлинный драматизм. Героев картин связывает духовная и нравственная близость. При всей индивидуальности, «натурности» каждого персонажа они представляют по существу единый тип русского народного характера — крепкий, надёжный, несуетный, скромный и героический одновременно.

 

В.И. Рейхет «Победа» 1980 г. Холст, масло. 240х150 см  Магнитогорская картинная галерея.
В.И. Рейхет «Победа» 1980 г. Холст, масло. 240х150 см Магнитогорская картинная галерея.

 

Интерес к народной жизни, поиски выражения современного национального характера, колористический строй картин Рейхета соединяют его творчество с традицией русской исторической картины. Об этом свидетельствует и та роль, которую играет в его картинах образ русской природы, несущий в себе поэзию, красоту, многозвучие жизни.

Рейхет — прирождённый пейзажист. Свойственное ему эмоционально приподнятое восприятие природы, способность выразить тончайшие оттенки её состояния лучше всего раскрываются в небольших, скромных по мотиву деревенских зимних пейзажах. С глубоким чувством художник пишет сияние зимнего солнца, голубые и розовые тени на снегу, крепкий морозный воздух, пронизанный светом, запахами земли. В его пейзажах ощутима близость натуре, долгая и внимательная работа на плейере. Ярче, чем в других жанрах, проявляется в них непосредственность и мажорность мировосприятия художника.

 

В.И. Рейхет «У озера. Деревня Кишарино», 1965 г. Картон, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
В.И. Рейхет «У озера. Деревня Кишарино», 1965 г. Картон, масло. Нижегородский государственный художественный музей.

 

В последние годы всё большее место в творчестве Рейхета занимает современная тема. Им написана целая галерея портретов ленинградских рабочих.

В 1960 году художник впервые попал на Ижорский завод. Его увлекла живописная красота индустриального гиганта, захватило зрелище «горячих» цехов, работа сталеваров, горновых, огнерезов, выпускающих сталь.

Большинство заводских этюдов Рейхета написано в цехах, у дышащих огнем мартеновских печей. С глубокой симпатией раскрывает художник характеры рабочих, любуется годами выработанной особой мужественной красотой их движений.

Работа над портретами, жанровыми сценами заводской жизни привела Рейхета к обобщённому решению больших многофигурных полотен. Он находит пластический язык, в котором поэтическое чувство соединяется с выверенностью композиционного строя, гармонией сложного и сдержанного колорита, весомостью плотной, материальной формы.

В картине «Бригада коммунистического труда Г. Н. Сохранного» (1975) спокойные, раскованные позы персонажей, неторопливые движения передают атмосферу непринуждённости и дружеской простоты. Сложный, выразительный силуэт группы рабочих, освещаемых вспышками огня, чётко выступает на трепетном, дымчато-розовом фоне. Есть в этом зрелище ощущение значительности и торжественности момента, монолитности группы, значимости каждого персонажа. Художнику удалось выразить своеобразную, трудно передаваемую красоту и романтику современной заводской жизни.

 

В.И. Рейхет «Продувка мартеновской печи» Холст, масло, 96х125 см, 1972 г. Частное собрание.
В.И. Рейхет «Продувка мартеновской печи» Холст, масло, 96х125 см, 1972 г. Частное собрание.

 

На протяжении творческого пути Виктор Рейхет не раз обращался к историко-революционной теме («Хлеб красному Петрограду», 1957; «Ленин и Горький», 1963; «В. И. Ленин на Втором конгрессе Коминтерна в Петрограде», 1969, и др.).

Большой творческой удачей художника стало выступление на юбилейной ленинградской выставке 1977 года картиной «3 апреля. На встречу с Лениным». Подобно потоку полноводной реки движется громадная толпа, объединённая единым порывом. Эпичность замысла выражает вытянутая по горизонтали, широко обобщённая композиция и густая, темпераментная, богатая нюансами живопись.

Вооруженный высоким мастерством, Рейхет продолжает развивать темы, которыми увлёкся ещё в начале творческого пути. Его работы пронизаны цельностью внутреннего поэтического мира художника. Думается, именно в этом — сила и своеобразие искусства Виктора Рейхета.

 

И. ЛЕОНОВА

Журнал «Художник» № 11, 1979 г.

 

На аватаре: Рейхет Виктор Иосифович (1922-2000)

Фото: Студия-И, 2020.

 

 

В.И. Рейхет «В.И. Ленин на Марсовом поле», 1980 г. Холст, масло, 104х160 см, Белгородский художественный музей.
В.И. Рейхет «В.И. Ленин на Марсовом поле», 1980 г. Холст, масло, 104х160 см, Белгородский художественный музей.