Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Художник Александр Иванович Вахрамеев увеличить изображение
Художник Александр Иванович Вахрамеев

 

Сейчас для нас совершенно ясно, что историю советского искусства делали не те, кто кричал о создании «пролетарской культуры», а художники-реалисты, писавшие произведения, понятные и нужные народу. К таким художникам относится и Александр Иванович Вахрамеев, важная роль которого в зарождении советского бытового жанра, в борьбе молодого советского искусства за реализм до сих пор недостаточно освещена. А между тем его творческий путь, его художественная деятельность неразрывно связаны с демократической и реалистической линией развития русского искусства.

 

Александр Иванович Вахрамеев родился в 1874 году в Соль-Вычегодске Вологодской губернии в семье священника, сосланного за «вольномыслие» в эти края. На всю жизнь художник сохранил дух протеста, острой ненависти к царскому самодержавию. Окончив семинарию в Архангельске, он поступил телеграфистом на одну из железнодорожных станций. Здесь крепнет его желание учиться, попасть в Петербург, стать художником.

В 1896 году, оставив службу, Вахрамеев приезжает в столицу, но поступить в Академию художеств ему не удаётся, и чтобы как-то существовать, он становится газетным репортёром. Новая работа позволила ему познакомиться с жизнью рабочих кварталов, заглянуть в самые глубины «городского дна».

 

Когда в 1898 году Вахрамеев был принят в Академию, он не случайно выбрал мастерскую П. Ковалевского, известного баталиста и мастера бытового жанра, близко стоявшего к передвижникам. Работа в его мастерской навсегда определила линию творчества молодого художника, его склонности к изображению бытовых сценок, в которых остро подмечена и показана жизнь народа.

Подобно художникам-разночинцам, Вахрамеев хорошо знал, как трудно получить художественное образование в царской России, и после окончания Академии художеств, стремясь полученные в школе знания отдать молодежи, в 1906 году уезжает в Пензу, где ведёт старший натурный класс в художественном училище вместе с известными художниками Г. Савицким и Горюшкиным-Сорокопудовым. Но, обвиненный в распространении «недозволенных» идей среди учеников, он вынужден вскоре покинуть Пензу.

 

А.И. Вахрамеев. Портрет художника И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Холст, масло. 88,5х75 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Портрет художника И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Холст, масло. 88,5х75 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

 

И снова Вахрамеев возвращается в Петербург, где продолжает художественно-педагогическую деятельность вначале в школе Общества поощрения художеств, а после революции — в трудовых школах и рабочих студиях. С 1921 года он становится профессором Академии художеств и не покидает своего поста до последних дней жизни.

Реалист по самой своей природе, он и в художественно-педагогической деятельности в годы засилия формализма продолжал линию реалистического, идейного, глубоко содержательного искусства. Превосходную оценку этой стороны его деятельности дал в одном из писем близко знавший его А. Рылов: «Он всей душой, не жалея сил и здоровья, отдавался педагогическому делу, за что молодёжь его глубоко любила. Прямой, скромный, искренний, глубоко честный и неутомимый работник (я почти не видел его без работы), он был проникновенным художником — наблюдателем жизни».

 

А.И. Вахрамеев. Портрет А.А. Рылова. 1917 г. Бумага, дублированная на картон, пастель. 63,7х49,7 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Портрет А.А. Рылова. 1917 г. Бумага, дублированная на картон, пастель. 63,7х49,7 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

 

Воспитанный на идеях передвижничества, Вахрамеев, вполне естественно, примкнул к той группе художников, которая в период поднимавшегося символизма, декадентства и формализма продолжала демократическую линию русского искусства. Уже начиная с дипломной картины «Торжество духа», Вахрамеев сосредоточил всё своё внимание прежде всего на жанрово-психологическом раскрытии народных образов.

Его ранние жанровые вещи подсмотрены прямо «на улице», поэтому в них мы находим яркие типы, ясно выраженные мотивы социальной критики («Свидание на Мойке», «Улица», «В кабачке», «Городовые», «Разгон проституток»).

 

А.И. Вахрамеев. Народный дом. Слушают музыку. (Меланхолическая серенада П.И. Чайковского). 1909 г. Бумага, см. техника. 28х39,5 см
А.И. Вахрамеев. Народный дом. Слушают музыку. (Меланхолическая серенада П.И. Чайковского). 1909 г. Бумага, см. техника. 28х39,5 см

А.И. Вахрамеев. В кабаре. Из серии «Белые ночи».
А.И. Вахрамеев. В кабаре. Из серии «Белые ночи».

 

Остро сатирически передал художник неприглядный быт царской России, выразил озабоченность несчастной судьбой «маленького человека». Работы, относящиеся к периоду 1910—1914 годов, Вахрамеев объединил в серии «Улица» и «Белые ночи». Он продолжал пополнять их почти до самой революции. «Хроникерская» зоркость, смелое обнажение пороков Российской империи, острое чувство современности — вот то, что отличает жанровые работы этого мастера. В «злободневных» жанрах Вахрамеева чувствуется подчеркнутый гротеск, сатира.

 

А.И. Вахрамеев. Белая ночь (Тата на балконе). Холст, масло. 62,5х49,5 см. Собрание Г. В. Туровского.
А.И. Вахрамеев. Белая ночь (Тата на балконе). Холст, масло. 62,5х49,5 см. Собрание Г. В. Туровского.

 

Но небольшие картины художника, особенно портреты — «Подруги» (1912), «Болгарская девушка» (1912), «Портрет писателя-народника П. В. Засодимского» (1911), «Автопортрет» (1915) и целый ряд других произведений проникнуты глубоким лиризмом и задушевностью.

Вахрамеев был прекрасным психологом: наблюдательность и понимание характера отличает каждый его портрет. В них ощущается слияние глубоко лирического подхода к человеку с вдумчивым раскрытием его социально-бытовой сущности. Особенно ярко это сказалось в портретной серии художников Общества им. Куинджи, написанной в 1920—1921 годах.

 

А.И. Вахрамеев. Тата и Валя. (Работа участвовала под этим названием в выставке «Независимых» в 1916 году, более известна как «Подруги»). 1915 г. Бумага, пастель, гуашь, соус. 80 х 97,3 см. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Тата и Валя. (Работа участвовала под этим названием в выставке «Независимых» в 1916 году, более известна как «Подруги»). 1915 г. Бумага, пастель, гуашь, соус. 80 х 97,3 см. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.

 

Лирический и «психологический» характер носят и пейзажи Вахрамеева, занимающие значительное место в его творчестве. Художника особенно влекло Поморье, куда он совершает ряд поездок. Сохранились полотна, рисунки архангельского рейда, жизни архангельского порта, типы грузчиков, моряков-поморов. Большие пейзажи с жанровыми фигурами, посвящённые Северу — «Вотчина Господина Великого Новгорода» (1911), «На Северной Двине» (1915), «Перевоз в Великом Устюге» (1914), отличают две характерные особенности: простота живописного языка и умение жизненно убедительно передать характер человеческих фигур.

 

А.И. Вахрамеев. Великий Устюг. Набережная. Около 1914 г. Бумага на картоне, акварель, белила. 15,2 х 33 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев. Великий Устюг. Набережная. Около 1914 г. Бумага на картоне, акварель, белила. 15,2 х 33 см. Вологодская областная картинная галерея.

А.И. Вахрамеев. Котлас.
А.И. Вахрамеев. Котлас.

Но главным в творчестве художника всё же стали не портреты и пейзажи, а «злободневные жанры». Они обретают всё большую актуальность и целенаправленность благодаря пронизывающей их острой ненависти к самодержавию. В значительной мере этому способствовало и активное участие художника в юмористических и сатирических журналах.

Во время революции 1905 года Вахрамеев вместе с Горюшкиным-Сорокопудовым и Пироговым издает журнал «Гамаюн» и помещает в нём рисунок своей картины «Расстрел революционера», захватывающий выразительностью и суровым лаконизмом. Журнал после выхода в свет первого же номера был закрыт царской цензурой и конфискован. Однако Вахрамеев не складывает оружия — он создаёт картину на тему революции 1905 года: «Разгон студенческой демонстрации» и «Расправа» («Семёновец»), в которых звучит гневный протест художника против кровавых деяний царизма.

 

А.И. Вахрамеев. Расправа семёновцев. (Эскиз к картине). 1905 г. Бумага, уголь. 23х25,2 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Расправа семёновцев. (Эскиз к картине). 1905 г. Бумага, уголь. 23х25,2 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

 

В ином, героическом, плане художник продолжает революционную тематику после Октябрьской революции, создавая эскизы оформления площади Восстания и Балтийского вокзала (1919—1920 гг.), картины-панно для фабрики «Скороход» (1918), историко-революционную картину «Пугачёв встречается с народом» (1923).

Вполне естественно, что после Октябрьской революции Вахрамеев стал одним из первых советских художников, запечатлевших её события. Впоследствии работы, для которых характерно стремление показать героику революции через «будни» Октября, через быт, художник объединил в серию «Сцены и типы 1917—1921 годов», включившую в себя около 150 работ (часть из них сейчас находится в Третьяковской галерее, часть — в Русском музее и Музее истории Ленинграда). Революционная улица, о которой Б. Кустодиев сказал: «Такой улицы надо столетиями дожидаться», — лейтмотив всей серии. Полностью она была показана на посмертной выставке работ художника в 1927 году. Огромный успех её у современников объяснялся острым своеобразием образов, открывающих различные стороны революционных будней, борьбы за новый быт.

 

А.И. Вахрамеев. На набережной Мойки. Бумага, акварель. 21,2х30 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. На набережной Мойки. Бумага, акварель. 21,2х30 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

 

В этих небольших произведениях, исполненных маслом, акварелью и гуашью, в простых зарисовках художник, не стремясь к большим обобщениям, живо и увлекательно, порой не без юмора, передавал характерные сцены и эпизоды взбудораженных улиц Петрограда.

Вот «Женская манифестация» (1917): по Невскому, на фоне величественной колоннады Казанского собора, проходит многолюдная демонстрация протеста против Временного правительства со знамёнами и красными транспарантами, на которых можно легко прочесть лозунги: «Долой войну!», «Мир без войн и контрибуций!!!».

А вот «Летучий митинг» (1917): серая стена домов, фонари, тёмная февральская улица, вспыхивающая кое-где белизной снега, а в глубине толпа, слушающая оратора.

 

А.И. Вахрамеев. Эпизод из Февральской революции 1917 г. Бумага на картоне, акварель, гуашь. 32х50 см. 1917 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Эпизод из Февральской революции 1917 г. Бумага на картоне, акварель, гуашь. 32х50 см. 1917 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

А.И. Вахрамеев. Жгут орлов. Xолст, масло. 88x285 см, 1917 г. Государственный Русский музей.
А.И. Вахрамеев. Жгут орлов. Xолст, масло. 88x285 см, 1917 г. Государственный Русский музей.

Не менее характерный эпизод — «Возвращение с демонстрации». Двое пожилых людей, очевидно, супруги, идут по безлюдной вечереющей улице, прижимая к себе алые полотнища и древки знамён. Они только что приняли участие в каких-то больших революционных торжествах и теперь, утомлённые и счастливые, возвращаются домой.

За всеми этими, на первый взгляд, бытовыми эпизодами возникают образы рядовых участников Октября, выведших на «улицу», участвующих в демонстрациях, манифестациях, митингах.

 

А.И. Вахрамеев. Воскресник на Неве (Трудовая повинность). 1920-1921 гг. бумага; гуашь. 22,5 х 20,7 см
А.И. Вахрамеев. Воскресник на Неве (Трудовая повинность). 1920-1921 гг. бумага; гуашь. 22,5 х 20,7 см

 

Полна глубокого исторического смысла картина «Рабочий патруль» (1918), сохранившаяся в нескольких вариантах. Её герои — рабочие-красногвардейцы, представители революционного народа, которые стали хозяевами «улицы», охраняют революционный порядок. Художнику удалось передать дух эпохи, революционный пафос.

 

А.И. Вахрамеев. Ночной патруль. 1918 г. бумага, гуашь. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев. Ночной патруль. 1918 г. бумага, гуашь. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

 

Не меньший интерес представляют и акварели — бытовые сцены Петрограда в 1919 и 1921 годах. Ярко, живо и необыкновенно искренне Вахрамеев рисовал тяжёлые, а порой смешные картины тогдашней жизни: хлебные очереди, дежурство у ворот, типы нэпманов, танцульки, лирические сценки.

 

А.И. Вахрамеев. Танцы. 1920-е гг. Бумага, акварель. 18х23,8 см. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
А.И. Вахрамеев. Танцы. 1920-е гг. Бумага, акварель. 18х23,8 см. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
А.И. Вахрамеев. Заигрывание с милиционером. 1920 г. Пензенская областная картинная галерея.
А.И. Вахрамеев. Заигрывание с милиционером. 1920 г. Пензенская областная картинная галерея.

 

Когда рассматриваешь эти работы, прежде всего поражает их удивительная искренность. Определяя своеобразный характер серии. Рылов в уже цитированном письме отмечал: «Жаль, что вы не видели его большую серию акварелей, изображающих быт 18—20 года. Ничего шаблонного, всё непосредственно наблюдённое, нарисованное с натуры. Великолепные рисунки, живые, как у Репина: хвосты, сцены на рынке, облавы, сломка домов и прочее. Замечательно! Это ценная коллекция, имеющая исторический интерес, помимо чисто художественного».

 

А.И. Вахрамеев. Облава на рынке. 1921 г. Бумага, гуашь. 23,5х29,5 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Облава на рынке. 1921 г. Бумага, гуашь. 23,5х29,5 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

А.И. Вахрамеев. Демобилизованные. 1918 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Демобилизованные. 1918 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

А.И. Вахрамеев. Торгующие солдаты на Аничковом мосту. 1918 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Торгующие солдаты на Аничковом мосту. 1918 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

А.И. Вахрамеев. Посадка на трамвай. 1919 г. Бумага. Гуашь. 250х170 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев. Посадка на трамвай. 1919 г. Бумага. Гуашь. 250х170 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

А.И. Вахрамеев. Трамвайные висельники. 1920 г. Бумага. Гуашь. 250х170 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.И. Вахрамеев. Трамвайные висельники. 1920 г. Бумага. Гуашь. 250х170 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

А.И. Вахрамеев. Очередь на трамвай. 1921 г.  Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Очередь на трамвай. 1921 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

 

Вахрамеев уловил «пульс» современной ему уличной жизни, и его «бытовушки», как их называли современники, остаются лучшими зарисовками тех лет.

 

А.И. Вахрамеев. Милиционер. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Милиционер. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

А.И. Вахрамеев. Танцы. 1920 г. Бумага на картоне, гуашь. 30,1х50,3 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Танцы. 1920 г. Бумага на картоне, гуашь. 30,1х50,3 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

 

В многочисленных работах этой серии мы находим не только «беспощадную сатиру», по словам Рылова, на «накипь» революции, рудименты старого буржуазного быта, но и черты новых героев, рождённых Октябрём. Их угадываешь и в тех рабочих и красногвардейцах, которые с ликованием сжигают на костре зловещих царских орлов («Жгут орлов»), и в революционной настроенности рабочих и крестьян, идущих защищать завоевания Октября («В Красную Армию»), и, наконец, в тех, так непередаваемо жизненно схваченных красногвардейцах, которые исполнены подлинной революционной героики («На Неве»). В красочном калейдоскопе «улицы революции», за тяжёлыми сторонами быта тех лет Вахрамеев сумел рассмотреть новое — рядовых участников Октября, их героические характеры — и в этом большая заслуга художника.

 

А.И. Вахрамеев. Первый призыв в Красную Армию. Бумага, гуашь. 29,4 х 22,6 см, 1920 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Первый призыв в Красную Армию. Бумага, гуашь. 29,4 х 22,6 см, 1920 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

А.И. Вахрамеев. Призванные в Красную Армию. Бумага, гуашь. 23,5х29,5 см. 1919 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Призванные в Красную Армию. Бумага, гуашь. 23,5х29,5 см. 1919 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

 

Следует особо отметить, что «левая» критика, стремясь всячески дискредитировать реалистическое искусство, создала довольно распространённое мнение: якобы в быте тех лет нельзя было увидеть черты новой России, а бытовой жанр вообще не отвечает задачам революции.

На самом же деле скромные герои произведений бытового плана приблизили искусство к подлинной правде жизни. Это же отчетливо сознавалось тогда и передовой критикой. Выделяя на выставке 1927 года работы Вахрамеева, рецензент писал на страницах «Ленинградской правды»: «Вся эта стена, свыше сотни номеров, хороший урок для молодых художников, страдающих порой досадной схематичностью. Вахрамеев даёт бесчисленное богатство отдельных типов, причём, умеет порой так зажечь своим добродушным юмором небольшое пространство картины, что оно вспыхивает весёлым интересным рассказом о прожитых днях. «На базаре». «Брачное бюро», «Типы», «Теплушка», «Гастрономы 1921 года», «Облава на рынке», «На Неве» и масса других — отдельные, мелкие, не всегда равноценные, но неизменно яркие грани великой эпохи».*

 

А.И. Вахрамеев. У витрины первого гастронома. 1921. Бумага, гуашь. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. У витрины первого гастронома. 1921. Бумага, гуашь. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

 

Вахрамеев собрал богатейший документальный материал для будущих картин, отображающих Октябрьскую революцию, и только смерть помешала осуществлению его планов. Однако даже то, что сделано художником, отдавшим все свои творческие способности на службу революции, народу, ставит его имя в ряд мастеров, сыгравших заметную роль в становлении советского реалистического искусства.

 

* «Выставка картин Общества им. Куинджи», «Ленинградская правда». 10 марта 1927 г.

 

А. РОЩИН

Журнал «Художник» № 11, 1964 г.

 

На аватаре: А.И. Вахрамеев. Автопортрет. Картон, темпера. 1916 г.

 

А.И. Вахрамеев. Портрет девочки. Бумага, угольный карандаш. 1920 г. (Репродукция из журнала «Художник» № 11, за 1964 г.)
А.И. Вахрамеев. Портрет девочки. Бумага, угольный карандаш. 1920 г. (Репродукция из журнала «Художник» № 11, за 1964 г.)

А.И. Вахрамеев. Портрет Т.А. Трофимовой. 1915 г. Холст на картоне, масло. 57,2х52 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Портрет Т.А. Трофимовой. 1915 г. Холст на картоне, масло. 57,2х52 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

А.И. Вахрамеев. Портрет молодой женщины в белом платье. Начало ХХ века. Холст, масло. 141 х 66 см
А.И. Вахрамеев. Портрет молодой женщины в белом платье. Начало ХХ века. Холст, масло. 141 х 66 см

А.И. Вахрамеев.  Торгующая интеллигентка. НЭП. 1921 г.
А.И. Вахрамеев. Торгующая интеллигентка. НЭП. 1921 г.

А.И. Вахрамеев. «Академики стоят за пайком». Бумага, акварель, 1922 год. Государственный Русский музей.
А.И. Вахрамеев. «Академики стоят за пайком». Бумага, акварель, 1922 год. Государственный Русский музей.

А.И. Вахрамеев. Прикуривает у служащей. 1921 г. Бкмага, акварель. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.И. Вахрамеев. Прикуривает у служащей. 1921 г. Бкмага, акварель. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Александр Иванович Вахрамеев (Фотография)
Александр Иванович Вахрамеев (Фотография)