Творческие мастерские Академии художеств СССР являются своеобразной аспирантурой, школой высшего мастерства. В них принимается молодёжь, окончившая специальные вузы (в отдельных, исключительных случаях — яркие таланты со средним специальным образованием), которая на протяжении трёх лет совершенствуется под руководством опытных мастеров, членов Академии художеств СССР. На это время они обеспечиваются зарплатой, помещением для работы, материалами, творческими командировками. Следует подчеркнуть, что таких прекрасных условий и такой заботы о совершенствовании молодых художников нет ни в одной другой стране мира.
В системе Академии художеств СССР сейчас работает девятнадцать творческих мастерских по живописи, скульптуре и графике: в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Баку, Ташкенте, Фрунзе, Риге, Казани; в 1985 году предполагается открытие двадцатой мастерской — в Красноярске.
Среди этих центров художественного совершенствования важное место в подготовке молодых живописцев занимает творческая мастерская братьев Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачёвых, действительных членов Академии художеств СССР, народных художников СССР.
Основанная ещё в 1962 году, она имеет славные традиции. Ранее ею руководили Б. Иогансон (с 1962 по 1968 год), Г. Коржев (с 1968 по 1976 год). Из неё вышли многие замечательные мастера советского изобразительного искусства. Например, такие известные ныне художники, как Татьяна Назаренко, создавшая немало картин, выражающих глубокие раздумья о жизни, Олег Филатчев, внёсший значительный вклад в станковое и монументальное искусство.
За период руководства мастерской А. П. и С. П. Ткачевыми её окончили Алексей Тихонов, Николай Зайцев, Пётр Ёлкин, Евгений Корнеев, Алексей Фёдоров, Надежда Костерева, Александр Грицай, Михаил Абакумов, Михаил Салмов. Все эти художники успешно выступают на республиканских и всесоюзных выставках — они уже прочно вошли в изобразительное искусство, продолжая и развивая традиции предшествующих поколений.
В живописи Николая Зайцева, всегда узнаваемой по её розовато-коричневой гамме, открылся привлекательный мир деревенских подростков с их жадным интересом к жизни (серия «Старость и юность»).
Николай Зайцев «Пастушок Коля» 1971 г. Холст, масло. 122x94 см |
Пётр Ёлкин из Удмуртской АССР стремится к психологической глубине, к раскрытию внутреннего мира и взаимоотношений людей («Материнские думы», «Напутствие», «Слушая голос поэта» и др.).
Пётр Ёлкин «Материнство (Валентина с Анечкой)» Холст, масло. 1977 г. 98-85 см |
Александр Грицай с его мягкой живописной манерой имеет особое пристрастие к пейзажу и людям современной деревни («Проня с сыновьями» и др.).
Александр Грицай «Пастухи. Сезонники» 1985 г. |
Михаил Абакумов обратил на себя внимание тонкими лирическими пейзажами Подмосковья.
Большой успех на выставках имел портрет академика Академии медицинских наук, профессора Л. К. Богуша, написанный Евгением Корнеевым (учёный изображён в операционной, в момент подготовки к операции). Этому художнику принадлежит также триптих «Болгария», за который он был удостоен высокого звания лауреата премии Московского комсомола.
Михаил Абакумов «Майское утро» Холст, масло. 35х30 см |
Безвременно скончавшийся молодой художник Алексей Тихонов оставил проникновенные психологические портреты, мастерски написанные натюрморты и картины из жизни современной молодёжи. Его произведениям свойственны глубокие раздумья о путях жизни и людских судьбах.
Алексей Тихонов «Автопортрет с женой» Картон, масло. 1976 г. |
Добрые слова можно сказать и о других живописцах, окончивших эту мастерскую. Сейчас в ней учатся Николай Зудов, Сергей Смирнов, Сергей Андрияка, Елена Ткачёва, Николай Пластов.
Творческие и педагогические принципы, лежащие в основе работы в мастерской А. П. и С. П. Ткачёвых, — это традиции русской художественной культуры и русской педагогики, развиваемые применительно к задачам советского изобразительного искусства сегодняшнего дня.
У молодых художников формируется прежде всего крепкое реалистическое мастерство, воспитывается стремление к отображению жизненной правды в искусстве. Все они пришли в мастерскую, не только окончив художественный вуз, но и проработав два-три года самостоятельно. Поэтому у них уже наметились некоторые пристрастия, стремление к отображению определённых сторон действительности.
Ткачёвы бережно подходят к индивидуальности каждого, никому не навязывая собственной системы художественного видения, не ориентируя на слепое подражание признанным образцам. В каждом они стремятся развить заложенные в нём задатки. Но сколь бы ни были различны эти задатки и склонности, существует общий закон: для успешного решения творческой задачи необходимо знание жизни, всестороннее осмысление реальной действительности. Этому служат, в частности, творческие командировки по избранной теме, из которых ученики привозят массу зарисовок, фиксирующих живые наблюдения, этюды и эскизы будущих картин.
Александр Грицай «Зимний пейзаж» Холст, масло. 65х84,5 см. 1980-е годы |
Ученики мастерской стремятся к овладению высшей живописной формой — картиной. Путь к картине сложен и долог. Он требует глубокого вживания в материал, развития композиционного мышления, умения строить законченную живописную форму.
Вспомним, что писал Репин: «Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Только напряжением всех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину и только в такие моменты Вы почувствуете, что выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею».
А вот слова В. Стасова: «Можно хорошо писать только ту картину, которой ты полон, которой содержание тебе дорого, близко, где ты понимаешь всё до последней ниточки».
Этими заветами классиков русской художественной культуры руководствуются Ткачёвы в работе с учениками.
Самым верным путём к созданию картины является натурный метод, столь блистательно представленный в творчестве Александра Иванова, И. Репина, В. Сурикова и других великих русских художников. Суть этого метода состоит в движении к итоговой композиции через художественное изучение натуры, лежащей в основе отдельных образов, частей и элементов картины. Он — в движении к картине через подготовительные натурные этюды, в которых ищутся основные характеры, пейзажный фон, и через эскизы, разрабатывающие и углубляющие композицию целого.
Михаил Абакумов «Ненастье приближается» Холст, на фанере, масло. 75х75 см |
Так, например, один из учеников мастерской Ткачёвых — Николай Пластов, исходя из традиций своего деда, классика советской живописи Аркадия Пластова, работает над картиной, повествующей о жатвенной страде в деревне. На стерне у полускошенной ржи присели только что оторвавшиеся от дела механизаторы, разложив перед собою нехитрый деревенский завтрак.
Для подготовки этой картины Николай Пластов сделал множество портретных и пейзажных этюдов с натуры, в которых запечатлены образы людей современной деревни и различные состояния осенней природы. Теперь перед ним стоит задача претворить этюдный материал в картине, композиция которой в основном уже найдена, хотя и не обладает ещё полной законченностью. Возникает опасность «засушить» живой материал, который в этюдах нередко отличается большей непосредственностью, чем в самой картине. Но подлинное мастерство как раз и заключается в том, чтобы поднять подготовительный материал на уровень более глубокой художественной трактовки. Этому и учат своих учеников Ткачёвы.
Николай Николаевич Пластов «На Рождество» |
Натурным методом идёт к сочинению своих картин также и Елена Ткачёва. Её темы — девушка, готовящаяся к свадьбе, молодая мать. В этюдах она ищет характерные черты современной молодёжи, в картинах стремится передать свежее ощущение жизни, поэзию молодости. Большой привлекательностью и интересной композицией отличается её автопортрет в зеркале.
Елена Ткачёва «Невеста» Xолст, масло. 150х200 см. 1983 г. |
Значение натурного метода в работе мастерской А. П. и С. П. Ткачёвых и в советской художественной педагогике вообще необходимо подчеркнуть не только потому, что этот метод лежит в основе главных достижений классического русского и советского искусства, но и потому, что он порою подвергается нападкам, особенно со стороны части молодёжи, ориентирующейся на модные зарубежные течения. Некоторые молодые художники предпочитают идти более лёгкими путями, применяя слайды, копируя фотографии, нанося на холст краску не кистью, а аэрографом, прибегая к «ядовитым» по цвету анилиновым красителям, искажающим диктуемый натурой колорит.
Но искусство не знает облегчённых путей. И в таких случаях оно «мстит» за себя. Подобные произведения оказываются полными фальши, уводят от реализма.
Конечно, фотография может иметь порою вспомогательное значение в творческом процессе художника, фиксируя ускользающее или напоминая о том, чего в данный момент нет перед глазами. Но она никогда не должна становиться основой изображения, подменять самостоятельное живописное отображение реальности. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что натурный метод не устарел и не является архаизмом. Он позволяет глубоко проникать в жизнь и правдиво решать избранную тему. Он ведёт к верному пониманию образов, композиции, цветовых отношений. И, конечно же, он позволяет избегнуть той «мертвенности», «муляжности», которая свойственна фотореализму и другим модным течениям, и добиться именно «живого писания» реальности, чем и является подлинная живопись.
Живописная картина — не копия жизни, но и не копия слайда. Она — рукотворное произведение, в котором ощущается биение сердца и мысли художника. Композиция картины сочиняется посредством воображения, но не произвольно, а на основе предварительного освоения натуры в этюдах и эскизах, обеспечивающего глубокую художественную трактовку темы. В этом — суть натурного метода, и его значение вновь подтверждается работами мастерской А. П. и С. П. Ткачёвых.
Алексей Тихонов «Объяснение» 1978 г. |
Ярким композиционным дарованием обладает среди учеников мастерской Сергей Андрияка. Он — определившийся «картинщик». Его привлекают сложные сюжетно-тематические композиции, в решении которых он находит оригинальные творческие «ходы». Его полотно «На поле Куликовом. Вечная память» уже знакомо зрителям. Картин на тему Куликовской битвы, особенно в связи с недавно прошедшим юбилеем, написано много. Обычно художники изображают момент боя или перед боем. Андрияка избрал момент после боя, когда перед братским могильным холмом идёт заупокойная служба по погибшим, и в сумеречном вечернем воздухе мерцающий свет свечей освещает скорбные лица.
Сергей Андрияка «На поле Куликовом. Вечная память» Xолст, масло. 1984 г. |
Картина звучит как торжественный реквием. Она отличается своеобразным колористическим строем. Оригинальный «поворот» найден С. Андриякой также в решении военно-патриотической темы. Художник изобразил женщину, вывозящую на санках с поля битвы раненого бойца. Ему предстоит ещё много работать над картиной, уточнять образы и композицию, но она обещает быть интересной.
То, что работа над картиной находится в центре творческого внимания в мастерской Ткачёвых, вполне закономерно. Картина — ведущий жанр современной советской живописи. Её значение было подчеркнуто на одной из сессий Академии художеств СССР, специально посвящённой этому вопросу.
На картину, как и на натурный метод, у нас тоже порою велись нападки. Можно было слышать перепевы модернистских теорий, будто картина отмирает, будто для выражения современности надо коренным образом изменить её формы, достичь полного «стилистического перевооружения» и т. п. Выставки последних лет, на которых картина, развивающая традиции русского и советского классического искусства, занимала господствующее положение, полностью опровергли эти несостоятельные теории. И в мастерской Ткачёвых в качестве высшей цели ставится работа именно над картиной, в которой обнаруживается весь творческий потенциал художника.
Крепким мастерством, умением строить форму предмета обладает Николай Зудов. Его привлекают памятники русской старины, деревенские мотивы.
Иногда в его картинах ощущается некоторая живописная «жёсткость», «чертёжность» изображения, но в лучших из них этот недостаток преодолевается. Таковы его «Кузнец» и «Смолокуры» — люди упорного труда.
Философским содержанием проникнута картина «Разговор об искусстве», где автор изобразил себя беседующим с директором серпуховского музея на фоне произведений древнерусского искусства. Здесь выражены серьёзные раздумья о творчестве, о назначении художника.
Картины Николая Зудова демонстрировались уже не только на наших, но и на зарубежных выставках.
Николай Зудов «Зима в России» Холст, масло. 90x60 см |
Вполне зрелым художником, неуклонно стремящимся к совершенству, является Сергей Смирнов. Его привлекают северные мотивы, крестьянский быт. В отдельных произведениях можно заметить перекличку с северными пейзажами В. Стожарова.
Жанровая картина «С дальних покосов», пейзаж «После дождей» отличаются поэтичностью и художественной законченностью. Сергей Смирнов создал три варианта картины «Хозяйка»: около растопленной русской печки присела за стол молодая женщина, видимо, только что оторвавшаяся от домашней работы.
Простой мотив, но сколько в нём безыскусной правды! И хотя каждый вариант картины по-своему хорош, художник упорно ищет оптимальное живописное решение, добиваясь наибольшей выразительности. Такое стремление к непрерывному совершенствованию также необходимо особо отметить, ибо оно лежит в основе подлинного искусства и его воспитывают у своих учеников А. П. и С. П. Ткачёвы.
Как часто мы встречаем на выставках интересно задуманные, но «сырые» работы. Добиться художественного совершенства трудно, но только на этом пути можно достичь подлинной красоты. А без красоты нет искусства. Картины Сергея Смирнова ещё раз убеждают в этом.
Сергей Смирнов «Утро в пекарне» Xолст, масло. 1985 г. |
Воспитанники мастерской Ткачёвых — все разные. Но вместе с тем это коллектив единомышленников. Их объединяет стремление к раскрытию изначальных основ жизни, к её серьёзному и глубокому изучению и реалистическому отображению. Под руководством своих наставников каждый из них находит себя, растёт в процессе учебы. В мастерской царит творческая атмосфера.
Учителя остаются учителями, но они — первые среди равных, советчики и друзья, осторожно направляющие развитие талантов. И потому к мастерской Ткачёвых тянутся молодые художники, даже не входящие в её состав, безотказно получающие здесь творческие консультации. Проводятся встречи и с молодыми мастерами из социалистических стран (ГДР. Польши и других), приезжающими в СССР для обмена опытом.
Нередко в мастерской собирается художественная молодёжь, совместно пишутся натурные постановки, ведутся беседы и споры об искусстве, осуществляется взаимный обмен опытом.
И совершенно закономерно, что не только на молодёжных, но и на больших выставках зрителей часто привлекают картины, вышедшие из творческой мастерской Ткачёвых. Это — кузница молодых кадров, формирующая их в русле творческой программы Академии художеств СССР, то есть воспитывающая в традициях русского классического искусства, развиваемых применительно к задачам нашей современности.
В. ВАНСЛОВ
Журнал «Художник» № 9, 1985 г.
На аватаре: Братья Ткачёвы (Ткачёв Сергей Петрович и Ткачёв Алексей Петрович)