Однажды поэт посвятил свои строки «Брату-художнику». Он писал:
Если б люди лишились сердец,
Всему наступил бы конец.
У меня — слова, у тебя — цвета.
Да здравствуют сердца!
Поэт, автор этих строк,— Расул Рза, а его брат-художник Микаил Абдуллаев, живописец проникновенный, чуткий к пульсу времени, отзывчивый на красоту. Человек с его радостями и печалями, с деятельным утверждением и нередкими сомнениями, борец с трудностями и превратностями судьбы, созидатель счастья, труженик и творец прекрасного — таков собирательный образ замечательного мастера живописи народного художника СССР, лауреата Государственной премии Азербайджана и премии имени Дж. Неру, члена-корреспондента Академии художеств СССР Микаила Гусейновича Абдуллаева.
Около сорока лет художник участвует в выставках, его произведения знакомы любителям изобразительного искусства зарубежных стран. Они раскрывают миллионам зрителей правдивый и романтический образ Советского Азербайджана.
Микаил Абдуллаев. «В селе» |
Микаила Абдуллаева остро интересуют события родной истории, они переплетаются в его творчестве с образами современников, строящих новую жизнь, с чертами природы и быта, с красочным изображением плодов земли. Удивление и восторг перед гордой преобразующей силой человека одухотворяют большинство произведений мастера — автора мингечаурской серии картин и пейзажей, полотен о жизни и труде колхозников Масаллинского района, обширной портретной галереи, живописной сюиты, посвящённой Индии.
Микаил Абдуллаев. Из серии «Индия» 1958 г. |
Благородно и трогательно отношение художника к женщине — матери, жене, сестре. Выразительные, точные по психологической характеристике женские образы жанровых полотен и композиционных портретов Абдуллаева олицетворяют собой родину.
Эти простые и добрые женщины возделывают поле, убирают урожай. Сердца их то пронизаны нежной радостью материнства, то полны забот и горестей военных лет. Они предстают на полотнах живописца, занятые вечным мирным трудом на бескрайних виноградниках и чайных плантациях, в цветущих садах и на хлопковых полях. Рыцарское преклонение художника перед женщиной — свидетельство его патриотизма, нравственной высоты.
Микаил Абдуллаев. «Хлопок» 1977 г. |
Что бы ни делал Микаил Абдуллаев, чему бы ни было отдано тепло его сердца — картинам на темы Азербайджана, воплощению зарубежных впечатлений, монументальной мозаике или мгновенному рисунку, иллюстрации или пейзажу — он безраздельно во власти того, о чём говорит с понятным волнением:
— В искусстве есть новизна и есть вечная основа и логика. Это логика красоты. Красоты мира и человека, созидания и счастья. Образно я связываю красоту и счастье с той несравненной минутой, когда у нас, на Нефтяных Камнях, солнце поднимается над тёмной мягкой водой и проливает над гладью моря алый свет, когда окрашенные отблесками зари встают силуэты стальных эстакад. Эта красота так много говорит современному чувству!
Микаил Абдуллаев вдохновенно воплощает зримую красу республики. В его работах, по мнению скульптора Омара Эльдарова,— «широкая поступь родного края, удивительные люди, населяющие его, в них — оживающая в звонких красках, бьющая через край радость жизни».
Журнал «Юный художник» №9 1982 г.
Статья Микаила Аблуллаева о его учителе Сергее Герасимове "Наш чудесный Сергей Васильевич"
Микаил Абдуллаев. «Сбор чая в Астаре» |
Микаил Абдуллаев. «Чайные плантации» |
Микаил Абдуллаев. «Портрет бригадирши Рахшанды» (1954-1955 гг.) |
Микаил Абдуллаев. «Июнь 1941-го» |
Микаил Абдуллаев. «Жатва» |
Микаил Абдуллаев. «Девушки-рисоводы» 1950-е годы |
Микаил Абдуллаев. «Девушка из Ленкорани» |