ВЕЧЕР ПАМЯТИ МОСКОВСКОГО ХУДОЖНИКА С. ВИКТОРОВА
В Московской организации Союза художников вот уже много лет функционирует клуб живописцев. Без сомнения, эта традиция интересна и животворна.
На заседаниях клуба обсуждаются наиболее актуальные проблемы советского изобразительного искусства. Но деятельность клуба этим не ограничивается: он такжеустраивает вечера памяти московских живописцев.
2 марта и состоялся такой вечер, посвящённый памяти Сергея Павловича Викторова, автора многих интересных произведений, среди которых наибольшую известность получила картина «В. Маяковский в «Окнах РОСТА».
Вечер сопровождался небольшой, но весьма содержательной выставкой работ художника, красноречиво убедившей нас в том, какого прекрасного художника мы потеряли.
Открыла вечер актриса МХАТа им. М, Горького народная артистка РСФСР Кира Николаевна Головко. Мы помним е ёпо ленте известного кинорежиссера Арнштама «Михаил Глинка», где она исполнила роль Анны Петровны Керн, правда, под своей тогдашней фамилией — Иванова.
Кира Николаевна поведала историю своего знакомства с С. П. Викторовым.
Заворожённый красотой молодой женщины, словно сошедшей с полотен Рафаэля («Мадонной Грандукой» назовёт её художник), Викторов неотступно следовал за нею, просил, умолял согласиться позировать ему.
Подобная настойчивость — явление весьма характерное для художника, одержимого своим искусством. История сохранила немало случаев подобного рода. Несколько смущённая необычностью его порыва (оба были тогда молоды) и, надо думать, польщённая в то же время, Кира Николаевна наконец дала своё согласие.
Начались сеансы, в ходе которых она была поражена духовным богатством Сергея Павловича, его разносторонней культурой, умением вести непринуждённую и интересную беседу (а собеседником Викторов был отменным), полную жизнерадостности и иронии. Работа спорилась, и в результате родился один из лучших портретов мастера.
Своё выступление Кира Николаевна завершила проникновенным исполнением стихов А. Блока, которые художник превосходно знал и любил самозабвенно. Она прочла стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» — редко исполняемый чтецами шедевр Блока, навеянный трагедией в Цусимском проливе, «Под насыпью, во рву некошенном» («На железной дороге») и другие. Чеканные и полные скорби строки прозвучали своеобразным реквиемом художнику.
Выступившие затем боевые соратники Викторова по фронтам Великой Отечественной войны — майор Л. Б. Кайдановский, вначале комиссар отдельной разведывательной роты, а потом — начальник разведывательного отдела штаба стрелковой дивизии, член-корреспондент Академии художеств СССР известный график В. Н. Минаев, заслуженный художник РСФСР И. М. Гурвич рассказали о том, как ценили талант Викторова на фронте, как окружали его любовью, вниманием и заботой все, начиная с командующего дивизией и кончая рядовыми бойцами, о роли художника на фронте, которую трудно переоценить.
Директор ЦГАЛИ Н. Б. Волкова, писатель и литературовед А. И. Кузьмин говорили об огромной культуре художника, о его глубоких и обширных познаниях, особенно в области русской и мировой литературы, о его чувстве и понимании красоты русского языка.
И как бы иллюстрацией этому послужила магнитофонная запись беседы, проведённой Викторовым с сотрудниками, аспирантами и студентами Института русского языка Академии наук СССР.
Дело в том, что институтом составлена обширная фонотека московского говора, являющегося основой русского литературного языка. С этой целью были прослушаны коренные москвичи самых различных профессий— актёры, литераторы, учёные, художники и другие. В их числе был и Викторов.
Во всех речах, перечисленных мною, как и в выступлении художника В. М. Мариупольского, прозвучало сожаление, что при жизни Викторова его творчество не всегда пользовалось тем вниманием и оценкой, которых был достоин его яркий, неповторимый талант.
Д. Домогацкий
Журнал «Художник №10, 1979 г.