Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? увеличить изображение
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

«Русский человек всё может»,— утверждал Василий Александрович Кокорев. И действительно, разве не может создать русский человек неповторимый и будто не руками сотворимый, а душою только, образчик прекрасного, проносимого через столетия и заставляющего восхищаться всё новые поколения; и разве не может он же, русский человек, стереть с лица Земли это же прекрасное, украсть у будущего его чудное прошлое, невозвратимое прошлое, его историю, дух?! Может. К величайшему сожалению, не имеем мы права отрицать этого.

Но трижды убийца тот, кто убивает память, низвергает в небытие добрые помыслы и чаяния людские. «Русский человек всё может», и позабыть, изъяв из своей жизни, и, вспомнив, возродить.

 

Многим ли скажет что-то имя Василия Александровича Кокорева? Пожалуй, нет. Известен он, разве что, узкому кругу людей: историкам, краеведам да экономистам, возможно.

Чернышевский же называл его: «Наш Монте-Кристо». Аксаков: «Русский самородок, сам по себе чудное произведение природы».

 

Выходец из Вологодской губернии из семьи старообрядцев, благодаря своим недюжинным способностям в купеческом деле, в двадцать шесть лет обладатель капитала в семь миллионов; один из первых нефтеразработчиков в Баку, устроитель первой горнозаводской железной дороги, учередитель первого русского кредитного банка, первого русского телеграфного агентства — и это далеко не всё.

 

Но это ли только заставило нас вспомнить о нём? Нет. Кокорев — один из крупнейших меценатов прошлого века. Живя в Петергофе, он страстно любил Москву. Почему? Возможно, потому, как говорил Вяземский, люди здесь нараспашку, в отличие от чопорной и самолюбивой столицы.

И потому появляется здесь, на бывшей Софийской набережной напротив Кремля, кокоревское подворье, прообраз европейских гранд отелей, начинает прокладывать он с Иваном Фёдоровичем Мамонтовым железную Дорогу от Москвы до Троице-Сергиевой лавры, и именно здесь, в Москве, открывает Кокорев первую общедоступную, публичную картинную галерею. Были до тех пор частные, но бесплатная — впервые.

Кокоревское подворье. Современный вид после реставрации 2016 года.
Кокоревское подворье. Современный вид после реставрации 2016 года.

Но где она находилась, осталось неясным, но ведь до 1912 года в Москве существовало два дома, принадлежавшие Василию Александровичу, один из них, на Петроверигской, 10, был снесён, второй стоит и поныне — Б. Вузовская, 1, бывший Б. Трёхсветительский.

В котором из них была галерея, а в котором гостиница, никто с уверенностью сказать не может, письменных доказательств не осталось. Современники указывали примерное расположение галереи — Маросейка, но там находятся оба здания.

Б.Трёхсвятительский переулок, 1. Современный вид.
Б.Трёхсвятительский переулок, 1. Современный вид.

Большинство специалистов, однако, придерживается мнения, что дом, в котором располагалась галерея, всё же сохранился, и тому свидетельствует его архитектура: первый, полуподвальный этаж, занимал ресторан, второй — с высокими арочными окнами, видимо, галерея и третий этаж (собственно, здание задумывалось двухэтажным), являясь надстройкой, служил лекционным залом, кстати, тоже бесплатным.

 

Кокоревская галерея была основана в 1862 году, задолго до Третьяковской. Сам Третьяков начал собирать свои первые картины только в 1856 году, а галерея была открыта в 1896 году. Постоянно в кокоревской экспозиции насчитывалось около 500 картин русской и западноевропейской живописи, хотя сам Василий Александрович был до глубины души своей привереженец всего русского — Аксаков, в отличие от правительства, причислял его к славянофилам.

 

Шаткая фортуна предпринимателя привела Кокорева к банкротству, из-за чего он в 1870 году предложил свою экспозицию будущему императору Александру III. И теперь собрание Кокорева находится в Русском музее в Ленинграде.

 

Восстановить дом, сделать из него некий общественно-просветитетльский центр, каким он, впрочем, и являлся в бытность свою галереей, в лекционный зал которой приглашались многие известные в своё время люди, в числе приглашённых бывал и Фёдор Михайлович Достоевский, задача, должно быть, нелёгкая, но благая.

 

Есть в Москве выставочные залы, площади которых всё же постоянно не хватает, но, к сожалению, не существует поистине настоящего центра средоточия художественной мысли и духа. Все помещения и здания, принадлежащие или относящиеся к искусству, далеко не отвечают этим требованиям.

А в кокоревском доме могла бы расположиться, назовем её так, Московская художественная галерея, вмещающая всё это в себе в комплексе: второй этаж занимали бы сменные экспозиции произведений московских живописцев, третий этаж — может быть, лекционный зал; в нижнем же полуподвальном помещении, если восстановить в нём кафе или ресторан, мог бы найти приют клуб, столь необходимый московским художникам — некогда, по словам Гиляровского, рестораны и трактиры были не местами общепита, а своеобразными культурными очагами. Традиция? А отчего же нет! А в окружающем дом уютном саду разместился бы музей парковой скульптуры под открытым небом.

 

Не возродить ли и не поддержать художникам кокоревское наследие галереи? Но слово остаётся за Моссоветом, быть ли Московской галерее, ведь находящемуся сейчас в доме детскому саду МСХ готов предоставить современное помещение, более отвечающее назначению этого учреждения.

И пусть спорят специалисты — этот ли дом бывшая галерея или другой — не в этом суть, главное — вернуть людям то, что отнято у них и давно забыто.

 

С. АРИСТОВ.  

Газета «Московский художник» 30 сентября 1991 г.

 

На аватаре: Василий Александрович Кокорев