Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Обсуждение выставки «Наука и космос на службе мира»

 

25 ноября 1988 года в Калининграде, в новом, специально построенном в центре города помещении, открылась Калининградская картинная галерея, где прошла республиканская художественная выставка «Наука и космос на службе мира».

Ниже мы публикуем мнение секретарей СХ РСФСР и ряда художников о выставке «Наука и космос на службе мира», принимавших непосредственное участие в её организации.

 

В. Н. ТЕЛИН. Когда при секретариате правления СХ РСФСР была создана комиссия по «Науке и космосу», она запланировала проведение выставки на соответствующую тему. Обсуждался вопрос о том, что из себя должна представлять эта выставка. Пришли к единому мнению, что её цель — отобразить языком пластики, искусства те проблемы, которые волнуют сегодня всё человечество — проблемы экологии, ответственности людей за сохранение жизни на Земле. Так родилась её основная тема — «Наука и космос на службе мира».

На выставку были представлены и работы, которые как бы иллюстрируют развитие современной науки в освоении космоса, и работы, отображающие красоту Земли нашей. Ведь главная идея, лежащая в основе любой научной мысли,— это сохранение, как говорят, дара божьего, который вверен нам, людям,— жизни на земле, красоты окружающего мира.

 

Выставком возглавил В. В. Щербаков. Для участия в нём были приглашены художники России всех видов искусства — живописцы, графики, скульпторы, прикладники, плакатисты. Общими усилиями были отобраны произведения хорошего художественного уровня. 

 

Председатель выставкома В. В. ЩЕРБАКОВ. Подготовка к выставке велась союзом около трёх лет. В результате на выставке было представлено громадное количество работ, и мы были приятно удивлены тем, что эта тема по-настоящему волнует многих художников.

Отрадно и то, что большинство художников не решает тему в лоб: космонавт на фоне чёрного неба или он же в кабине корабля и т. п.

Подобного плана работы были на выставке, совсем без них, видимо, трудно обойтись. Но и они не носили чисто репортажного характера, так как их авторы не понаслышке знают предмет изображения, а бывали на Байконуре, участвовали в запуске космических кораблей, с космонавтами у них установились дружеские отношения, рассказы которых запали им в душу.

 

И всё же многие участники выставки пошли по более образному пути решения темы. Так, например, картина Ш. Бедоева как бы объединяет глобальные проблемы экологии Земли и космоса в какой-то единый философский сплав.

Высокого образного плана произведение создал, на мой взгляд, А. Легостаев.

Великолепна большая работа Анатолия Кузнецова, посвящённая истории нашего воздухоплавания, о чём он рассказывает хорошим художественным языком.

Внешне непритязательны, но очень интересны две работы молодого московского живописца Ю. Грищенко, сумевшего передать дух времени, когда в России только ещё зарождалась авиация.

На выставке было показано много произведений графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Эти разделы очень своеобразны, они обогатили экспозицию. Так что выставка, безусловно, получилась.

Поначалу нас одолевали сомнения: не выльется ли эта тематическая выставка в очередную галочку. Боялись, что под видом актуальной темы предстанут перед нами малохудожественные, некачественные работы. Но когда была готова экспозиция, рассеялись все сомнения. Оказалось, что есть в России художники, которые к решению этой темы подошли с позиций большого искусства.

 

В. Н. ТЕЛИН. Хочу ещё подчеркнуть, что многие произведения с выставки по заявке новой Калининградской картинной галереи были переданы ей в дар и войдут в её коллекцию.

Желательно, чтобы эта выставка была показана и в других городах России. А также, чтобы на её базе был создан музей на родине отца космонавтики Циолковского — в Калуге.

 

А. П. ЛЕВИТИН. Когда выставка была задумана, мы опасались, что она будет узкотематической. Но против ожидания она получилась гораздо шире. Её произведения повествуют об отношении человека к природе, об экологии, о тех проблемах, которыми сегодня озабочены люди всего мира. Мы теперь начали понимать, что все мы— лишь песчинки в космосе. Наука всё больше открывает прямую зависимость человека от космоса, его громадное влияние на нас, на всю нашу жизнь. Мне думается, что если бы в эпоху Возрождения появились такие чудеса, как сейчас, то и такой мастер раннего Возрождения, как Паоло Уччелло, и такой титан искусства, как Микеланджело Буонарроти, восхищённые этими явлениями, воспевали бы их с искренним вдохновением.

И совершенно естественно, что современные художники обращаются к теме космоса, ибо наша жизнь с ним связана непосредственно и постоянно. Выставка получилась интересной и разнообразной. Хотя, надо сказать, не всё на ней равноценно по художественному качеству.

 

Очень трудно было делать экспозицию, потому что часто встречались резко контрастные работы. Те, где изображён космос,— сплошная чернота, ведь космос «чёрный». А «земные» вещи — яркие, светлые, наполненные жизнью. Оказавшись рядом, уж очень «спорили» они друг с другом. С этим нельзя не считаться — необходимо было учитывать наиболее выигрышное зрительское восприятие каждого произведения.

 

На мой взгляд, на этой выставке могло бы быть больше портретов наших учёных. Вообще, надо сказать, с портретом сейчас дело обстоит весьма неважно. По-настоящему удачных портретов здесь фактически не было. К сожалению, в основном они очень банальные. А жаль. Возможности портрет даёт для художника безграничные: ведь каждый человек — это свой характер, свой особый мир. На мой взгляд, неплохой портрет космонавта О. Г. Макарова написал наш ленинградский живописец Ю. Михайлов, передав пытливый, живой ум своей модели. Решён он в тёплой, приятной цветовой гамме.

Разнообразны и интересны на этой выставке разделы графики, декоративно-прикладного искусства.

 

А. Г. АКРИТАС. Вначале поделюсь некоторыми своими мыслями об организации выставки в целом. Начну с названия — «Наука и космос на службе мира». Оно, на мой взгляд, ставит художников в очень узкие рамки, заставляя их работать лишь в одном направлении — прославлять и одобрять. Ибо все достижения науки, если они направлены на мирные цели,— явление сугубо положительное, заслуживающее только одобрения.

Но дело в том, что в жизни все сложнее. Каждое положение — явление неоднозначное. Так химия, производя удобрения и массу полезных вещей, с другой стороны, отравляет воду, воздух, землю и в конечном счёте нас самих. Микробиология, создавая новые лекарства, ещё и способствует появлению бактериологического оружия. Физика, углубляясь в тайны строения материи, отыскивая новые виды необходимых нам энергий, позволяет производить и испытывать всё более страшное оружие массового уничтожения. Это жизнь, это наш мир во всей его сложности. Он такой «белый» и «чёрный», радостный и печальный. Такова реальность. А мы предложили художникам в лучших традициях застойного периода отразить лишь одну сторону деятельности науки — положительную и радостно восславить её.

 

Если бы выставка строго придерживалась темы, заявленной в названии, экспозиция получилась бы односторонней и профессионально слабой, так как за очень небольшим исключением решить талантливо столь узкую и сложную тему способны очень немногие художники.

Начав работу по формированию выставки, члены выставочного комитета скоро поняли свой просчёт и постарались исправить положение — начали брать просто хорошие работы без тематических ограничений. Но было уже поздно. Широко объявить о принятом решении мы не смогли, и поэтому многие серьёзные, интересные художники России не дали своих произведений. Зато появились в большом количестве посредственные работы, выполненные в строгом соответствии с заданной темой. Зачастую это плод усилий авторов, не имеющих возможности пробиться на серьёзные выставки, где профессиональные требования достаточно высоки.

В результате появилась масса дежурных «научных» и «космических» сюжетов, изобилующих безликими скафандрами, проводами, кнопками, металлоконструкциями, летающими на чёрном фоне и ничего не говорящими ни уму, ни сердцу зрителя. А ведь можно было сделать эту выставку действительно острой, показав проблему, возникающую в связи с завоеваниями нашей цивилизации во всей её неоднозначности и сложности.

 

Теперь скажу о графическом разделе выставки. Я бы разделила составляющие его произведения на две группы. К первой отнесла бы листы, исполненные в рамках традиционного видения мира. Они легко воспринимаются, привычны нашему глазу, уму и чувству.

Одна из лучших серий этого ряда — портреты учёных: Коперника, Ньютона, Птолемея, Циолковского. Автор — ленинградский график Андрей Пахомов. Портреты отличают острые характеристики и соответствующая им динамическая пластическая форма. Изящны и изысканны небольшие цветовые акценты.

Интересны портретные серии художников О. Ардимасова, М. Ахунова, В. Пяткова, также посвящённые деятелям науки и первопроходцам космоса. Порой это сложные композиционные построения, где антураж и атрибутика подчёркивают и углубляют создаваемый образ.

Хочу предупредить, что в моей статье не нужно искать длинного перечисления фамилий, так как это не искусствоведческий труд, а всего лишь впечатления и суждения художника. Поэтому назову сравнительно немногих из числа авторов, чьи работы вполне достойно представлены в экспозиции.

 

Графический раздел приятно оживляют многочисленные пейзажи.

Мастера этого жанра, такие как В. Самарина, Г. Намеровский, А. Колчанов, В. Ляшенко, и другие создали серии листов, посвящённых местам, которые связаны с жизнью и деятельностью К. Циолковского, Ю. Гагарина, В. Савиных.

Офорты, гравюры, рисунки, гуаши, очень разные по ритмам, цвету, настроению, свидетельствуют о мастерстве авторов, об их увлечённости работой, о большой любви к природе России и уважении к выдающимся представителям её народа.

Есть в экспозиции листы, посвящённые животному и растительному миру планеты, продиктованные беспокойством, тревогой за судьбу наших меньших братьев в мире господства человеческой цивилизации.

Триптих Т. Соловьёвой-Домашенко «Память», «Реквием лесам», «Реквием природе» — одна из наиболее удачных работ этого плана.

Теплотой и сочувствием к обижаемой природе дышат работы художников В. Солодовникова («Голоса плавней») и В. Бегмы («Голубая планета»).

 

Есть красивые графические листы, отражающие внешнюю, так сказать, декоративную сторону научных и космических деяний: необычные, эффектные по форме и окраске аппараты, взлетающие в пламени ракеты, огромные пёстрые парашюты спускаемых устройств.

Это тоже закономерный ход в работе художника, и такие эффектные, красочные вещи, сделанные талантливо и неравнодушно, в экспозиции привлекают благожелательное внимание зрителей (серия линогравюр Х.-М. Алиханова «Космос»).

 

Вторую группу в экспозиции раздела графики составляют произведения, в которых сделана попытка передать не внешнюю сторону событий, а их глубинный смысл, суть нового мироощущения, вошедшего в нашу жизнь с открытиями науки. Авторы пытаются осмыслить взаимоотношения человека и Вселенной во всей их сложности и неоднозначности.

Они ищут новые формы для передачи своих чувств и мыслей, потому что на этом пути ещё нет твёрдых, традиционных, устоявшихся форм. Здесь всё впервые, всё молодо, как молоды сама наука и космические исследования.

Сложен и интересен триптих В. Пименова «Устремлённость». Его составляют три цветных офорта: «Вектор развития», «Историческая закономерность» и «Реквием».

Нет в них простого рассказа, но вневременное сопоставление образов и пространств, сплавленное в единый пластический строй талантливым автором, даёт ощущение огромной и торжественной запредельности космоса, влекущего и опасного. Это одна из наиболее серьёзных работ графического раздела.

В цветных шелкографиях А. Ястребенецкого («Свидание с кометой») впечатление отстранённости человеческой цивилизации достигнуто острым ритмическим сопоставлением конструкций городской архитектуры с беспредельным глубоким небом.

Интересны литографии А. Гетманского. Автор пытается проследить связь времён в знаках, символах древних цивилизаций, соотнося их с нашей наукой, с нашей действительностью, с нашим миропониманием. Романтичны серебристые рисунки А. Петрова («Человек и космос»).

 

Так интерпретируют российские графики тему научных открытий и космических исследований. Кажется порой, что в изобразительном искусстве не может быть решений, адекватных миру формул и чисел, бесконечно малых величин и великих пространств, сверхмощных энергий и полуфантастических философских выкладок. Но я думаю, что это не так. Раз такая область человеческой деятельности существует в мире — она будет отражена в искусстве.

Наверное, любая выставка, связывающая художника решением одной определённой темы, была бы скучна. Поэтому на «космической» выставке успешно соседствуют и такие общечеловеческие темы, как экология, человек и природа, материнство, любовь, спорт, которые органично дополняют её основную направленность.

 

Журнал «Художник» № 7, 1989 г.