ЛЕНИНГРАД
В павильоне «Чайный домик» Летнего сада в марте 1985 года прошла выставка произведений Валерия Александровича Леднева.
Это первая персональная экспозиция художника со времени окончания им института имени И. Е. Репина в 1968 году.
Выпускник мастерской монументальной живописи А. Мыльникова, Валерий Леднев известен как автор росписей, исторических и историко-революционных картин. Несколько лет назад ему было доверено воссоздание утраченного в годы войны плафона С. Торелли в Екатерининском дворце в городе Пушкине.
Представленное на выставке отразило ещё одну — лирическую — грань дарования художника, вступившего в пору творческой зрелости. Камерная по числу работ (их было 45), составленная из портретов, пейзажей и натюрмортов 1969—1984 годов, экспозиция органично смотрелась в пронизанном светом, небольшом, в две комнаты, новом выставочном зале Ленинграда.
Леднев Валерий Александрович «Летние букеты» Xолст, масло. 1979 г. |
Сюжеты большей части картин навеяны Летним садом и его окрестностями. Воспетые многими поколениями русских литераторов и ставшие элементом национальной памяти старинные аллеи, берега Фонтанки, Марсово поле изображены в золоте осени и в солнечные зимние дни.
Этот лишённый будничности, праздничный взгляд на мир свойствен уже одной из ранних работ художника — «В Летний сад», где нежные чувства к жене-матери, везущей в коляске первенца, любование горделивой статью женщины слились с поэтическим переживанием увиденного пейзажа.
Леднев Валерий Александрович «В Летний сад» 1973 г. |
Художник избегает сложных композиционных построений, острых ракурсов. Его большие и малые полотна отличает монументальное начало. В то же время свойственные натуре — старинным ансамблям — парадность и величественность в пейзажах Леднёва смягчаются поэтическим чувством, размышлением о судьбах города, о смене и преемственности живших в нём поколений людей («Фонтанка», «Михайловский сад», «Сентябрь», «Зима»).
Лишённые внешних атрибутов современности, изображения старейших кварталов Ленинграда, как и показанные на выставке виды Старой Ладоги, Пскова и небольших деревенек северо-запада, остро-современны по мироощущению.
Валерий Александрович Леднев «Зимка» 1982 г. |
В самом подходе к натуре, в напряжённости цветосочетаний, экспрессии живописного мазка ощутимы не только восхищение красотой города, родной природы, но и свойственная нам, людям 1980-х годов, тревога за их будущее и одновременно — вера в вечность жизни на земле («Вид на Марсово поле», «Мга», «На Великой», «Крепость в Старой Ладоге»).
Эта определённость гуманистических, гражданственных позиций, искренность мировосприятия делает многосложными по образному строю пейзажи и натюрморты Леднёва, непростыми — его многочисленные женские и детские портреты, где модели чаще всего погружены в размышления («Гостья», «Девушка с косами», «Юля», «Оля Филатова»). Среди них выделяется портрет сына «Федя. Фильм о войне», убедительный в нежной красочности цветового решения, в искренности авторского чувства.
Леднев Валерий Александрович «Федя. Фильм о войне.» Xолст, масло. 1979 г. |
В живописи Леднёва постоянна тема памяти о прошлом, верности ему, тема незаглушённой годами боли утрат. Она — в портрете матери («Мать-вдова»), в картине «Воспоминания».
В. Круглов
Журнал «Художник» № 9, 1985 г.
На аватаре: Валерий Александрович Леднев
Валерий Александрович Леднев «Субботний вечер в Фатьянке» 1975 г. |
Леднев Валерий Александрович «Натурщица в спортивном костюме» 1966 г. |
Леднев Валерий Александрович «В родном доме» 1980 г. |
Валерий Александрович Леднев «Семья. Грибы» 1975 г. |
Валерий Александрович Леднев «Портрет гимнастки» 1975 г. |