Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Русский импрессионизм. Зарождение, его развитие, преемственность в советской живописи увеличить изображение
Русский импрессионизм. Зарождение, его развитие, преемственность в советской живописи

В 2016 году в Москве открылся музей русского импрессионизма. Он находится в отреставрированном промышленном здании постройки 1884 года по адресу Ленинградский проспект, 15, строение 11. Метро Белорусская. Основную часть экспозиции занимают произведения замечательных русских художников В. Серова и К. Коровина, И. Грабаря и С. Жуковского, Б. Кустодиева и К. Юона, А. Герасимова и П. Кончаловского. Мысль о его создании появилась у коллекционера Б. Минца, который подобрал коллекцию с очень тонким вкусом.

 

Что такое русский импрессионизм

 

Русские художники конца XIX и начала XX столетия на удивление часто посещали Францию, не только Париж, но и отдельные мелкие местечки. Они, восхищаясь, впитывали в себя тогда ещё новый стиль живописи, при помощи которого передовые французские живописцы передавали зрителю свои яркие впечатления от жизни. Но русским художникам показалось это недостаточным. Они  стали загружать увиденное глубоким смыслом, почти отказавшись от сиюминутности этюда. Отсюда появлялось явное родство с реализмом при иной технической передаче впечатлений, стремление придать бóльшую предметность и материальность своим картинам. Русские художники добавили также отображение своего внутреннего состояния в данный момент времени. Примером может служить сравнение двух работ - Константина Коровина «В  лодке» (1888) и Клода Моне «Две девушки в лодке». Клод Моне наслаждается колоритом солнечного дна, не заботясь о прорисовке лиц девушек, которые могли бы рассказать об их характерах. Безмятежность  подчеркнута бело-голубым колоритом, который выбрал французский мастер.  Более глубока и лирична картина К. Коровина, который изобразил молодого человека, читающего вслух книгу, и девушку, лицо которой – это напряженное внимание. В лучших реалистических традициях изображены лодка, весла, фигуры молодых людей, выражения их лиц, игры теней на глубоко склонившихся ветвях деревьев,  на тёмной глади воды, и на одежде молодой пары – это уже органичная дань импрессионизму. Далее во всех своих работах Константин Коровин развивал этот стиль, открывая новые окна в мир. Невозможно не упомянуть  «Золотую осень» (1886) Ильи Семёновича Остроухова. Это признанный всеми «пейзаж настроения». Кленовая поляна пересечена узкой тропкой, на которой среди золота листвы выделяются две чёрно-белые сороки.

 

После революции

 

Русский импрессионизм не исчез из работ наших живописцев и во времена СССР, он просто нигде официально не упоминался, как будто его и не было. Критики о нем не вспоминали, что, может быть, и к лучшему, так как тогда торжествовал социалистический реализм: трудовой подъем народа, тщательно выписанные парадные портреты вождей. На это обращалось основное внимание. Однако если внимательно посмотреть на работу А.Н. Самохвалова 1937 года «Метростроевка со сверлом», то мы увидим не просто строителя метро, а опоэтизированный с помощью льющегося золотистого цвета «тип величавой славянки». Золотисто-рыжеватая гамма создает впечатление праздника труда, который прерван на минуту отдыха. Модель художника застыла, как античное изваяние, на фоне каменных глыб, из которых позже будут сложены стены станции. Она, при полной неподвижности, вся – стремление и полёт в будущее, которое ей кажется прекрасным, и которое она создаёт на радость людям. Критикам придраться просто не к чему - тема актуальна (советская женщина и труд), её образ реалистичен, а техника света и момент – это выбор живописца. Можно также вспомнить изумительный женский портрет Игоря Грабаря «Светлана». До сих пор неизвестно, кто послужил ему моделью. Строились предположения, что это кто угодно, даже дочь Сталина. Но её фотографий того времени не сохранилось. Очарование юной девушки, портрет которой написан в сине-серых тонах, свет, льющийся из её карих глаз, которые прямо смотрят на зрителя, алые губы правильной формы, чудесный овал лица, блики света на волосах и одежде заставляют отнести эту работу к шедеврам русского импрессионизма. В 1940 году Игорь Эммануилович написал зимний пейзаж «Берёзовая аллея». Это еще одно чудо русского импрессионизма.

 

Годы войны

 

Начало войны молодого художника Владимира Гремитских застало на фронте. На картоне маслом быстро, крупными мазками, с реалистично изображенной позой он пишет портрет «Спящего солдата». Он спит чутко. Бой может начаться в любую минуту. Этот  портрет, как и многие работы Владимира Георгиевича, несёт в себе элементы импрессионизма. Поражает  произведение живописца Е.Е. Моисенко «Победа». Оно написано в серых тонах, без тщательно выписанных деталей. Свет, льющий с

+

 улицы в подвал, где находятся два солдата, выхватывает из темноты сияющую радость на лице одного из них и горечь потерь того, кто спрятал от нас свое залитое слезами лицо. Его тело одновременно искажено судорогами счастья  и горя.

 

После войны

 

В 1946 году на съезде художников в Ленинграде обсуждался доклад Н. Пунина «Импрессионизм и проблемы картины». Докладчик подробно остановился на этом явлении в живописи, считая, что у художника есть простая задача - быть современным и искренним. Он был уверен, что импрессионисты, разрушив старый канон, двинули живопись вперёд. Советские художники, по его мнению, должны находиться на переднем плане и приступать к работе только тогда, когда созреет цепь ощущений. Рождение новой картины должно освобождать живописную силу  и создавать такую среду, чтобы мимо нового произведения нельзя было пройти. Этот доклад вызвал бурные прения, которые проходили целых восемь дней, звучала довольно резкая критика, но и согласие с его отдельными положениями. А художники тем временем, как ни в чём ни бывало, продолжали работать, следуя своим личным ощущениям.

 

Пятидесятые и шестидесятые годы

 

 Для начала отметим работы Юрия Ивановича Пименова, который начинал как экспрессионист, но позже стал писать в стиле импрессионизма прекрасные и лёгкие образы. Картина «Калининград. Дождь» (1968) выхватывает момент, когда мужчина и женщина сидят за столом в кафе у окна, за которым идёт дождь. Очертания городского пейзажа на заднем плане размыты. Голубовато-серебристая гамма подчёркивает элегическое настроение собеседников, которые никуда не торопятся. Они вдвоём, всё остальные не в счёт. Нужен ли им разговор? Возможно, да, а, может быть, и нет. Они прекрасно понимают друг друга. На столе – единственное яркое пятно: «бокал вина горит рубином». Атмосфера этой изумительной жанровой картины наполнена поэзией и современна всегда в самом прямом смысле этого слова.

У другого известного советского художника, Александра Михайловича Герасимова, мы отметим также одно полотно, написанное в 1954 году, – «Вести с целины». Радостна и светла эта большая картина, на которой в деревенской избе с бревенчатыми стенами и распахнутым в сад окном, за которым бушует весна, на скамье сидят двое. Старый бородатый дедушка в малиновой рубашке и молодая женщина в белой рубашке и синем цветастом сарафане, она держит на руках годовалого крепенького младенца. Оба персонажа держат в руках газету. Статья вызывает улыбки на лицах. Детали тщательно отобраны. Под ногой у молодой женщины скамеечка, чтобы малыш не падал с коленей, рядом столик с рукодельем, покрытый белой скатертью, и ручной швейной машинкой «Зингер». А картина пылает разноцветными тенями - голубоватыми, зеленоватыми, лиловыми, малиновыми, золотистыми, которые очень гармонично подчёркивают радостный момент жизни персонажей.

 

Поздние натюрморты, пейзажи, портреты Фёдора Павловича Решетникова почти все написаны не в стиле соцреализма, одним из столпов которого считается художник, они просто поражают триумфом импрессионизма,  присутствующего во многих работах: «Подмосковье» (1946), «Лес после дождя» (1946), «Интерьер. Утренний туалет» (1946), «Красный зонтик» (1946),  «Натюрморт с фруктами» (1947),»Портрет Лидии Бродской» (1948), «В парке имени Э. Циолковского»… Список работ живописца велик, и он не ограничивается теми картинами, которые мы назвали, и которые с любовью передают прекрасные мгновения, запечатлённые его кистью.

«Золото осени» – картина Владимира Гремитских  показывающая нам лучшее  время осени, когда лес  полон золота  и солнце слилось с листвой, а небо невероятно голубое, тоже выполнена в лучших традициях импрессионизма. Совсем другое лирическое настроение царит на картине Гремитских «Сирень цветёт». Огромный куст сирени накрыл маленькую дачку своим ароматом, свежим и сочным. Так хочется воскликнуть: «Пришла весна!» и нарвать себе букет.

 Натюрморт В. Гремитских «Розы. Солнце.», к которому так и хочется добавить слово «любовь»,   –  гимн предметной красоте мира, где есть прекрасные розовые, алые, пунцовые, белые и чайные розы, небрежно поставленные в простую стеклянную банку. Они уже распустились и открыли свои головки во всей красе. Это уже чистой воды импрессионизм, и работ в этом стиле у мастера великое множество. Все они вызывают восхищение.

Мы рекомендуем посетить музей русского импрессионизма, чтобы в полной мере насладиться этим явлением, которое своеобразно преломилось в России, прибыв к нам из Франции.

 

Татьяна Пиксанова