Акварель никого не оставляет равнодушным. Особенно интересно изучать работы художников, имена которых только-только открываются ценителями живописи. В новых работах всегда можно отыскать что-то свежее, оригинальное, чего ты не видел у других художников. Когда это происходит, то душа радуется и ликует, потому что именно в этих встречах с живым современным искусством и заложен глубинный смысл таинственной силы любви.
Ирина Ломанова, вслед за многими художниками, стремится в своих работах стереть грань времени и эпохи. Лишь только по некоторым незначительным деталям можно определить, в каком веке создана та или иная живопись акварелью. Отражает ли Ирина кусочек настоящей природы или пишет изящный натюрморт – все эти картины могли бы быть написаны и в XIX веке. Но мы не чувствуем времени.
Особую любовь художница испытывает к игрушкам, которые в акварели смотрятся гораздо более богато, чем традиционная ваза с цветами или композиция из фруктов. Но цветы у Ирины чрезвычайно часто конкурируют с игрушками. Не сразу и разберёшься, что у неё получается лучше - забавные игрушки, которые есть ещё не у каждого ребёнка, или прекрасные цветы, которые так и дышат ароматом сочных красок.
Пейзажи Ирины Ломановой больше тяготеют к пасмурной погоде, нежели к ясным солнечным денькам. Что ж, таково настроение художницы. Не все люди любят яркий свет, когда глаза начинают слезиться. Многим комфортнее при пасмурном небе и тучах, предвещающих скорую грозу.
Если Ирина рисует пейзаж, то обязательно в глухом месте, где нога человека ступает весьма редко. Снегом занесённые лодки, терпеливо ожидающие своих хозяев, которые весной снова обратят на них внимание. Или снежная зима, живущая по своим снежным законам, в стороне от суеты наших дней. Даже июль, когда лето в самом разгаре и всем хочется купаться и загорать, на картине Ирины Ломановой холоден и хмур, как наша непростая жизнь, полная тревог и одиночества.
Но, несмотря на всю депрессивность и пасмурность акварельных пейзажей, среди них встречается, например, такая картина, как «Лето». Замечательный технический приём, который художница здесь продемонстрировала, создаёт ощущение расширяющегося пространства. Это даже не 3D, а уже 4D! Ощущение влаги, предвестника тёплого летнего дождя, который смывает все тревоги и волнения, очищает страдающую душу. Но в этой же самой картине можно разглядеть огромного мифического волчонка с хитрыми красными глазёнками. Но это увидят не все, а только самые внимательные исследователи, которые способны купить готовые картины для себя и своих любимых.
Ощущение тревоги у художницы Ирины Ломановой передаётся через пасмурность, сильную ветреную погоду, через тёмный фон за, казалось бы, весёлыми игрушками. Каждый поймёт по-своему такую печаль, но ясно одно: многим такое состояние души близко, потому что все мы живём в мире, полном скорбей и страданий. Ещё и об этом картины Ирины.
И совсем не странно, что в картине «Чебурашка» главный герой совсем не Крокодил Гена и даже не клоуноподобный гномик в красном колпаке и штанишках. Гномик смотрит куда-то в сторону. Крокодил Гена заинтересованно смотрит на маленького Гномика, словно, тот рассказывает что-то очень интересное. А Чебурашка? Добрый Чебурашка, конечно же, смотрит на своего друга Крокодила Гену, он излучает любовь, он – герой этой картины.
И так с каждой картиной Ирины Ломановой. Что-то своё родное и близкое можно увидеть там. Совсем не обязательно, что художница-акварелистка хотела сказать именно это. Замысел картины часто не имеет ничего общего с её восприятием, об этом свидетельствуют лучшие картины художников. Но, если в твоих глазах оживают персонажи, если они начинают рассказывать тебе свои истории, то это уже не просто картина, а сама жизнь, запечатлённая в этой картине. И эта жизнь становится ещё краше, ещё лучше, даже если на картине тучи сгустились в преддверии грозы. Мы соглашаемся, вместе с художницей, что у природы никогда не бывает плохой погоды!
Разумеется, что не все художники становятся «своими», потому что мироощущение акварелиста может не совпасть с твоим мироощущением. Но когда происходит такое совпадение, когда внутренний мир человека полностью отражён на бумаге, тогда акварель превращается в алмазную россыпь драгоценных слёз радости. Только благодарность можно испытывать, постигая эту таинственную связь между творением и своим восприятием этого мира.
Ну а всем остальным, у кого остались вопросы и недопонимания, можно пожелать умения терпеть. Не всё раскрывается сразу. Для многих вещей и явлений в нашей жизни требуется время. И живопись - как раз то самое явление, которое непременно требует времени не только в процессе кропотливого создания картин, но и много позже, когда образы начинают жить своей жизнью, вести диалог с людьми, устремляющими свои заинтересованные взоры на новые произведения искусства.
Андрей Кабилов