Советское искусство. Что стоит за этими словами?
Наше социалистическое искусство - живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство реально никто не исследовал и не пытался осознать, в чём состоит его величие. Поэтому массовый зритель видит только одно и то же, и у него создаётся впечатление, что изобразительного искусства в СССР как такового не было. А это – целый мир с высочайшими вершинами, взлётами мастерства в самых различных жанрах. То есть мы знаем несколько имён – верхушку айсберга – и только. Данная статья, конечно, не претендует на то, чтобы раскрыть огромный исторический пласт культуры и охарактеризовать его. Этим обязаны заняться искусствоведы, которые, к сожалению, этим вопросом не интересуются, как мадам Трегулова, например.
А что на Западе?
Михаил Шемякин говорит, что на западе из народа сделали толпу потребителей, которая заглатывает всё бестолковое и бездарное. Закрываются книжные магазины, а вместо них появляются бесконечные бутики и ресторанчики. Чему же удивляться, что западный человек падок на элитарность, которую ему навязывают: элитное пиво, элитная обувь, и, как верх безвкусия, – элитный унитаз. Верхи, сознательно оглупляя людей, превращают их в обезьян: поели, попили, кого-то соблазнили при помощи элитного «прикида» и побежали дальше. Хотим ли мы такого для себя? А ведь тенденция уже существует. Становится страшно за детей, потому что они могут разучиться плакать от счастья. Ребёнку может быть обидно, что у соседа «крутые» джинсы, и он заплачет. А надо, чтобы он заплакал от любви или искусства. Это стоит совсем рядом. Исчерпать искусство себя не может. Недаром люди стоят толпами в очередях у музеев, потому что есть желание увидеть «живой» шедевр, оригинал, а не репродукцию или копию, даже самую хорошую.
После «Чёрного квадрата»
Многое восхищаются этим опусом. Но слова «мастерство», «красота», «глубина чувства», «духовность» неприменимы для пиар-хода великолепного продавца своей продукции. Человек создал грандиозный скандал, и его суперматические композиции до наших дней великолепно продаются на западных аукционах. Опять-таки вспомним высказывания Михаила Шемякина. Он с горечью отмечает, что наших гениев, таких, как Рокотов, Аргунов, Елизавета Бём, Тышлер и всех остальных, Запад не знает. Более того, и знать не хочет. Запад не считает Россию Европой, а относит её к Азии. Из авангардистов он ценит только Попову, Розанову, Кандинского. Ко всем остальным отношение пренебрежительное. После Малевича советские живописцы быстро исчерпали возможности фигуративной живописи, точнее, реалистического искусства, и пришли к новым находкам тем и стилей. Однако сохранились попытки не терять связь с реальностью. Ни у зрителя, ни, тем более, у художника не может пропасть способность понимать, что такое цвет, линия, ритм. Зритель зачастую на живопись СССР реагирует крайне примитивно: «Заказная картина». А ведь заказ в западно-европейской живописи, в том числе, испокон века был нормой. При дворах Императоров, пап, герцогов и королей работали гении, Веласкес, например. Его картины от этого стали хуже? По заказам работали Рафаэль, Микеланджело. А на глазах наших современников как будто чёрная повязка.
Вопросы логоцентризма русской культуры
Если отправиться в глубины времени нашей визуальной культуры, то придётся принять одну её особенность. Визуальное крепко-накрепко связано со словом. Самые основные закономерности бытия наше общество воспринимает через слово, и потому, то, что видит глаз в живописи, скульптуре и т.п., воспринимается как приложение к вербальному. Визуальное искусство не существует самостоятельно, а требует интерпретации. У нас есть большое число оцифрованных музейных экспонатов, более 10 млн. Но кто о них знает? Кто знает, как их найти на просторах интернета? Подобный пример мне неизвестен. Картинки в интернете не плохи, но подлинного художественного начала не имеют. Они нужны для ознакомления с художником. Но натиск репродукций, проще говоря, подделки нарушают законы искусства. А вот западно-европейскую википедию Гугл легко переводит с английского, французского и с удовольствием знакомит нас со своими достижениями, какими они бы не были. Для того чтобы познакомить мир со своими художниками, США вложили огромные деньги. По приказу Джона Кеннеди стали продвигать 5 художников, которые работали в разных направлениях. Их сейчас знают все: Лихтенштейн, Розенквист, Вессельман, Энди Уорхол и Джаспер Джонс. Они и создали американский поп-арт. Это огромный материал, точнее, продукция без признаков знака качества. Это не искусство, ибо эта продукция сознательно лишена эстетических критериев. А за всеми призами, журналами по искусству стояло государство и ЦРУ. Спрашивается, когда у нас начнётся издаваться энциклопедия по русскому искусству XIX века и заноситься в интернет, чтобы стать доступной всему миру? С XX столетием ещё хуже. Все места в мире, кажется, уже заняты. И мы к этому непричастны. Нас как будто и не существует. Но советское искусство чрезвычайно актуально. Оно может дать ответ на вопрос любой сложности, будь то винтаж, дизайн, кинематограф, иллюстрации, фотографии. Вот только вопрос: «Кому, кроме зрителей, это надо?». Если дадут денег, то начнётся большая драка за то, чтобы их «урвать» в междусобойчике, как это происходит сейчас с «Золотой маской», которой управляет элита массмедиа.
Интеллектуальная коррупция
Наше государство сумело вместе с религией взять у Византии всё самое худшее: ложь вышестоящим, распри между собой, отсутствие понятия чести и долга, склочность, злопамятность. Наша верхушка, которую Ленин назвал, мягко выражаясь, фекалиями, такой и осталась на нынешний день. Всё делается и делится в кругу «своих», которые в массмедиа не пропускают действительно талантливых людей, которые неудобны. Они никогда удобными не были, но не было и такого разгула бездарщины, которую пропихивают на TV заинтересованные в своих протеже патроны. Со временем эти «моськи», которые пытаются смешать с грязью слона, канут в вечность, и о них никто не вспомнит. Но сейчас как никогда актуальны люди, которые могут высказаться правдиво. Им заткнут рот, но не хочется смотреть на искусство СССР глазами узкого кружка, который не знает философии и истории, но стоит «у руля» в ГТГ и теперь ГМИИ. Однако история и философия требуются для правильного понимания советских визуальных искусств. Перенесение своего мнения, навешивание ярлыков: тот хорош (ну, «милейший человек», который позже отблагодарит), а этот плох – дело привычное, но совсем негодное. Наша «интеллектуальная элита», которая всеми правдами и неправдами пробилась к управлению искусством, не обладает критическим мышлением и считает вполне достаточным предлагать опыт десятка художников (в лучшем случае) на всю эпоху. Это совершенно неверно и нечестно, как и нечестно переносить свой личный опыт, а также тяготы своих родственников (тётушек, бабушек, дядюшек и дедушек), которые бедствовали при советской власти на весь период, когда росла и развивалась великая держава.
Изумительное количество тем, актуальных для искусства СССР
Кто сможет перечислить тематику советского искусства? Художники, что беспрецедентно в мировой живописи, охватили все стороны деятельности людей. Повторить такое вряд ли удастся. Темами стали (кто бы мог подумать!) свиноферма, создание фарфора, выдувка стекла, паровозные депо, кондитерские цеха, грандиозные стройки ГЭС. Надо не охаивать государство, а подумать о том, что именно оно стало гениальным продюсером, которое поддерживало художников в их начинаниях, давало им бесплатные мастерские, отправляло в творческие командировки по огромной стране, а в дома творчества не только художника, но и его семью. Могут ли нынешние художники жить так, как жилось их коллегам при советской власти? Где эти гонители свободных художников, которые писали любым стилем, который был им по душе? Пора забыть кухонные посиделки за рюмкой чая и грязь, которая изливалась шепотком, но потоком. Кто не мог жить, как ему хотелось, тот уехал из страны, погнавшись за большими деньгами. А лучшие остались: Уланова, Образцова, Магомаев, Синявская.
Выстраивание иерархии
Она постепенно сложится, но влиять на этот процесс невозможно. Только время расскажет, кто лучше, а кто уйдет на второй план. У нас имелось невероятное количество технически умелых, талантливых и даже гениальных художников, которые работали в разных жанрах. Нам и следующим поколениям предстоят большие открытия. Советское время с художественной стороны похоже на искусство голландской живописи XVII века, когда фламандская живопись «взорвалась» и выдала миру гениев. Искусствоведы с большим трудом выделили среди мастеров трёх художников, которых и поставили на вершину. На это ушло не менее двухсот лет. Такая же картина наблюдается в советской живописи. Кто шагнёт на её вершину, а кто останется у её подножия, ответят не десятки лет, а века. Может быть, мы пока этих мастеров даже не знаем.
Заказное искусство
Мы уже упоминали, что на Западе художники всегда работали на заказ. Им выдавались деньги на краски и другие материалы, необходимые для работы. Ультрамарин, например, стоил дороже золота, и Микеланджело носил мешочек с ним на поясе, не расставаясь с драгоценностью. Советские художники тоже работали не только для души, но и на заказ. И это правильно. На эти деньги они содержали свои семьи. А что теперь? Не ценится, как в прошлом веке, ни искусность, ни техника, ни профессионализм, а только умение подать себя, и чтобы было «красиво». Есть немного грустный анекдот. Непрофессиональный художник где-то работает и содержит семью, а профессионал пишет, но его содержит жена. Как говорит Михаил Шемякин, художник – неблагодарная профессия. Чем выше ты поднимаешься в мастерстве, тем меньше тебя понимают. И остаётся только радость творчества.
Земля от края и без края
В стране существовали две большие школы: московская и ленинградская. Но не стоит думать, что этим всё и ограничивалось. В каждой республике работали замечательные мастера, которые отражали суть и дух своей родины. Мастера, работавшие в региональных центрах, таких, как Казань, Красноярск, Тверь, Воронеж, Омск и многих других, выдавали потрясающие по качеству работы в живописи, керамике, стекле. Кроме того, наши мастера вдохновляли искусство Латинской Америки, Африки, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, и Ближнего Востока. Нельзя бросать их на произвол судьбы. Но тут многое зависит от государства.
Наш дизайн
Для искусствоведов – это низкий жанр, а напрасно. Им следует напомнить о работах А. Мухи, который всю жизнь работал в рекламе. А как сейчас ценятся его работы! Мы же не знаем имён тех, кто создавал эскизы фантиков для конфет, обёрток для шоколада, для спичечных коробков и других образцов графического дизайна, который, кстати сказать, в советское время назывался промграфикой (промышленная графика).
Заключение
Никак не удастся описать в одной небольшой статье всё значительное и необъятное что было сделано в советском искусстве. Его даже трактовали, как русский Ренессанс. Так ли это? Можно спорить. А можно просто подумать о значимости советского искусства в мире и о том, что ещё будут триумфальные выставки и ценовые рекорды на аукционах. Само собой ничего не произойдёт. Русскому художественному союзу (РХС) предстоит огромная осмысленная и умная работа по внедрению советского искусства в океан мирового художественного наследия.
Татьяна Пиксанова