Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Талантливые братья  и сёстры знаменитых живописцев, о которых редко вспоминают увеличить изображение
Талантливые братья и сёстры знаменитых живописцев, о которых редко вспоминают

 

 

У широко известных художников, таких, как Климт, Брюллов, Лиотар, Васнецов, Сведомский, К. Коровин, Аргунов, Бенуа, Левитан,  их братья, тоже живописцы, обладали великолепным талантом, а у Поленова и К. Маковского сёстры тоже были художницами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Брюлловы: «Карл великий» и Александр

 

 

Братья Брюлловы родились в Петербурге, и Александр (1798—1877) был старше Карла на 1 год. Их отец, Павел Брюлло, был французом по происхождению, художником и  скульптором, академиком Императорской Академии художеств. В 1822 по Высочайшему соизволению семье было дано разрешение добавить к фамилии окончание «в», и одновременно император Александр I позволил им выезд за границу для совершенствования мастерства. К этому времени оба брата закончили обучение  в Академии художеств. Александр был совершенный, замечательный портретист. Портрет его работы Н.Н. Пушкиной знают почти все. Имя его прославилось благодаря его таланту к архитектуре. Путешествуя за границей, он кропотливо изучал развалины древних городов. Александр даже предложил проект по восстановлению терм в Риме. Так он получил звание архитектора. В Северной Пальмире построено много зданий по его чертежам. Он сделал проект дома графини Самойловой, портреты которой неоднократно писал влюблённый в неё младший брат. Александр также написал её портрет акварелью, но эти произведения очень разные, так как старший брат видел её без флёра на глазах. Александр пережил на 25 лет своего брата, который скончался в Риме. Но популярность младшего брата отодвинула его на второй план.

Карл Брюллов. Портрет  Александра Брюллова.
Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова.

Карл Брюллов. Автопортрет.
Карл Брюллов. Автопортрет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Императрица Александра Фёдоровна» 1830 г. Александр Павлович Брюллов
«Императрица Александра Фёдоровна» 1830 г. Александр Павлович Брюллов

 

 

Братья Васнецовы: Виктор и Аполлинарий

 

 

Виктор Васнецов. Автопортрет.
Виктор Васнецов. Автопортрет.

 

При жизни младший, Аполлинарий, стоял в тени славы своего старшего брата. Хотя человеком и художником он был настолько универсальным, что ценители живописи сравнивали его гений с великим Леонардо. Он был на восемь лет младше своего брата, чья слава уже гремела в России.

Братья, выросшие в семье священника под Вяткой, учились в духовном училище. Но тяга и огромные способности к  живописи позволила им заниматься любимым делом. Они остались сиротами, когда Виктор уже жил в Петербурге, а его младшему брату было 13 лет, и он жил один. С ним занимался ссыльный польский художник Андриолли. Но затем Виктор забрал брата в свой дом и давал ему не только уроки рисунка и живописи, но и ценные советы, например что надо работать обдуманно и не метаться. Правда сначала, Аполлинарий уехал было в деревню учительствовать, но  вскоре вернулся в Москву, где жил Виктор, и уже навсегда связал свою жизнь с искусством. Ему помогали овладевать тайнами мастерства не только брат, но и такие выдающиеся живописцы, как Репин, Поленов, а также скульптор Антокольский.

Николай Кузнецов. Портрет  Аполлинария Васнецова. 1897. Государственная Третьяковская галерея
Николай Кузнецов. Портрет Аполлинария Васнецова. 1897. Государственная Третьяковская галерея

Художник нашёл свой путь, глубоко изучая историю Москвы. Основываясь на забытых фактах, он узнал «тонкости» московских зданий, улиц, о быте народа, участвовал в археологических раскопках. Аполлинарий переносил эти знания на свои картины. Возглавляя комиссию по изучению Москвы, он каждую свою картину сопровождал пояснениями и ссылками на труды историков и археологов. Он писал также научные работы по истории, философии и истории живописи.

Обычно, как писали современники, исторические художники отображали только людей, а у А. Васнецова на картинах был жив и дышал каждый камень и бревно сруба, любая маковка храма. Так он выработал новый стиль – «исторический пейзаж». Братья постоянно общались вопреки тому, что Виктор 10 лет прожил в Киеве, занимаясь росписью Владимирского собора.  Аполлинарий пережил старшего брата на семь лет и оставил после себя неоценимые сокровища: не менее 350 картин и одну тысячу этюдов.

Революция принесла в 20-х годах Аполлинарию Васнецову увольнение с работы преподавателя живописи, отобрала его мастерскую и добавила кошмарное переселение со наваленными кое-как на подводу картинами, кистями, красками, мастихинами, книгами и т.п. А в новую квартиру к его семье подселили злобного соседа, который требовал все картины сжечь. По мнению сего соседа, от этого «хлама» был бы хоть какой толк, если бы его можно было использовать хотя бы для обогрева помещения.

«За варкой варенья» Аполлинарий Михайлович Васнецов
«За варкой варенья» Аполлинарий Михайлович Васнецов

 

Разные братья Коровины: славящий радость Константин и суровый Сергей

 

Валентин Серов «Портрет художника Константина Алексеевича Коровина»
Валентин Серов «Портрет художника Константина Алексеевича Коровина»

Братья родились в Москве в семье купца. Старшим был Сергей, а младшим - Константин. Оба закончили МУЖВЗ. Оба сразу, по словам художника и преподавателя этого училища Михаила Нестерова, подавали большие надежды. Каждый из них пошёл своим путём.  Сергей, проучившись 10 лет, ещё 19 занимался в училище преподаванием. Как говорил один из современных им критиков, «между их талантами практически не было сходства». Целью жизни для Сергея было искусство, а для Константина живопись была лишь средством заработка. Константина восхищала красота, а Сергей относился к живописи как к Великому Делу, а не забаве, служащей только наслаждению или утешению. Сергей продолжил деятельность 

Владимир Маковский «Портрет Сергея Коровина» 1892 г. Национальный музей в Варшаве
Владимир Маковский «Портрет Сергея Коровина» 1892 г. Национальный музей в Варшаве
 передвижников. Часто ездил в деревни, где подмечал и зарисовывал самые тяжёлые стороны быта крестьян. Его уважали, но считали, что он несколько запоздал со своими бытовыми картинами. Они были острые, социальные. Опять-таки всё тот же М. Нестеров восхищался жанровой работой этого художника «На миру». Константин же считал, что талант брата превосходит его собственный, но «как же он печален»! Много, очень много, как вспоминал Михаил Нестеров, было оригинальных и превосходных начинаний у Сергея. Но он умер очень рано, ему было всего пятьдесят лет. Сергей Коровин оставил незавершёнными свои проекты. Примером может служить панно «Куликовская битва», заказанное первоначально Валентину Серову. Но представленный Серовым эскиз не удовлетворил заказчиков (Московский исторический музей), и заказ передали Сергею Коровину, который создал несколько композиций, не успев их закончить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«На миру» Сергей Алексеевич Коровин 1893 год, 150×170 см
«На миру» Сергей Алексеевич Коровин 1893 год, 150×170 см

 

 

Большая художественная семья Бенуа

 

Сергей Иванов «Портрет А.Н. Бенуа 1944 г.»  ГРМ
Сергей Иванов «Портрет А.Н. Бенуа 1944 г.» ГРМ

 

В творческой семье Бенуа было три брата: Александр – искусствовед и художник, Альберт – архитектор и художник и Леонтий – педагог и архитектор, создавший около 50 зданий не только в двух столицах, но и в Киеве, и, кроме того, за границей.

Все они родились в семье профессора, академика Николая Бенуа. Мы же расскажем о двух художниках, разница в возрасте которых составляла 18 лет - старшем Альберте и младшем Александре. Александр, учась на юридическом факультете, параллельно занимался живописью под руководством Альберта и учился в Императорской академии художеств (ИАХ). Но её он не закончил. Альберт же, имея архитектурное образование, предпочёл занятия акварелью. В ней он достиг больших успехов и был направлен за границу на стажировку, а вернувшись с удивительными пейзажами Италии, получил звание академика и очень долго преподавал на факультете акварели в ИАХ.

Николай Кузнецов «Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа»
Николай Кузнецов «Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа»
 Позже он занимал пост хранителя Императорского музея Александра III, который теперь называется Государственным Русским музеем. Альберта очень интересовали живописные эффекты захода солнца. Писал он, по рассказам брата, не только удивительно быстро, но и очень точно. Его этюды самым волшебным образом появлялись в течение получаса. Возможно, именно так были написаны работы: «Привал путников у костра», «Роща», «Вечер на взморье», которые восторгают, как и многие другие пейзажи: «Озеро Лугано», «Владимирский дворец в Санкт-Петербурге», «Морской вид».

Спутницами жизни братьев стали родные сёстры. Альберт обвенчался с пианисткой Марией Кид. У них в браке родилось четверо детей.  Александр же женился на Анне Кид. В 1924 году он навсегда покинул негостеприимную Родину, переехав во Францию по приглашению старшей дочери, которая была в Париже оперной певицей.  Ужасает судьба его младшего сына, оставшегося в России и обвинённого в шпионаже: расстрел в 1938 году.

 

 

Альберт Николаевич Бенуа «Коронация Николая II, иллюминация в Москве» 1896 г.
Альберт Николаевич Бенуа «Коронация Николая II, иллюминация в Москве» 1896 г.

 

 

Сыновья крепостного художника Ивана Аргунова: Николай и Яков

 

Николай Аргунов. Автопортрет.
Николай Аргунов. Автопортрет.

 

Лучшим портретистом эпохи считали  Николая Ивановича. О жизни Якова практически не сохранилось сведений, поскольку его затмевали отец и старший брат. Мы даже не знаем точных данных о его рождении и смерти.  Портреты его работы почти не сохранились. Они находятся в редких музеях и частных коллекциях. От художника осталась серия гравюр, выполненная для двух антикварных на сегодняшний день книг - «История Малороссии» и «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в эпоху Петра Великого. С их портретами» Д. Бантыш-Каменского (издание 1821 года). Библиофилы, поскольку последний упомянутый труд выставлен в настоящее время на аукционную продажу,  готовы купить его за 3750 долларов.

В 1816 году Яков, в возрасте 32 лет, вместе с братьями получил вольную от графа Н.П. Шереметьева, которому он принадлежал как крепостной. Яков учился у отца и братьев, но его талант был замечен в Санкт-Петербургской Академии Художеств, и он сразу получил высокое звание «назначенного» в академики. Уже в 1817 году Яков стал преподавать рисунок и живопись в  Якиманском училище в Москве, а затем – в Первой московской гимназии.  Над установлением авторства Якова искусствоведам надо много работать, в отличие от широко известных холстов его отца и брата. Однако совершенно точно, что  он написал портрет Елизаветы Ивановны, супруги Дмитрия Бантыш-Каменского, книгу которого он иллюстрировал. В 2000-х годах была примерно уточнена дата смерти художника. В картинной галерее города Львова был найден женский портрет, который теперь датируют 1837 годом, а ранее указывалась дата «примерно 1830 год».

Яков Аргунов. «Портрет  неизвестной» 1830 г. Частное собрание. Москва.
Яков Аргунов. «Портрет неизвестной» 1830 г. Частное собрание. Москва.

 

 

Удивительно талантливая семья Маковских

 

 

В семье Егора Ивановича Маковского, который был видным деятелем русского искусства, родилось пять детей, четыре из которых посвятили свою жизнь живописи: Александра (1837 – 1915) –  художница-пейзажистка, Николай  (1841 – 1886)  – живописец и Владимир (1846 – 1920) – график и живописец.

 

Константин  (1839 – 1915) – живописец

Константин Маковский. Автопортрет, 1856 г.
Константин Маковский. Автопортрет, 1856 г.

 Наибольшую популярность на родине и за рубежом снискал Константин. Его работы любили и охотно раскупали. Он жил, не бедствуя, а недостатки были проявлением его достоинств, именно они сближали художника со своим временем. Он, несомненно, затмил своих не менее одарённых братьев и сестру, которые работали в других жанрах и писали на иные темы.

Александра Егоровна училась  под руководством своих братьев и отца. Она начала рисовать поздно, в 25 лет, но добилась прекрасных результатов, хотя специально художественного образования у неё не было. Её приглашали на выставки, Алексей Бахрушин и Павел Третьяков охотно покупали её работы. Это позволило художнице вести независимую жизнь. Современные искусствоведы расценивают её картины всего лишь как типичный пример русского пейзажного искусства  конца XIX столетия, что, скажем так, не совсем справедливо.

Александра Маковская, 1850-е годы. Предположительно портрет  написан Александром Брюлловым
Александра Маковская, 1850-е годы. Предположительно портрет написан Александром Брюлловым

Николай Егорович, получив архитектурное образование, всё-таки посвятил свою жизнь живописи. Он много ездил по Египту, Франции и России и отовсюду привозил новые картины. Наибольшую известность он получил как художник, писавший жанровые сцены. Одна из его работ, «Улица в Каире», была продана в наши дни на Sotheby’s за 56 тыс. долларов.  Да и другие его работы часто встречаются на различных аукционах.

Владимир Егорович в своих жанровых картинах старался до предела точно отразить окружающий его мир. Картины «Не  пущу», «Свидание», «На бульваре» – это хрестоматия современной ему жизни. Документальность его работ состоит в том, что его героев каждый мог в то время наблюдать на улицах Москвы - на Сретенке, на бульварах, на Мясницкой,  по которым спешили или прогуливались рабочие, фабричные люди, изображённые с иронией, мягким юмором или трагизмом.

Владимир Маковский. Автопортрет
Владимир Маковский. Автопортрет

 

Портрет Николая Маковского. Фотография. 1886 г.
Портрет Николая Маковского. Фотография. 1886 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таинственные Левитаны

«Портрет Исаака Ильича Левитана» Авель Левитан 1879 г.
«Портрет Исаака Ильича Левитана» Авель Левитан 1879 г.

Братьев Авеля и Исаака в училище не разделяли. Их называли просто «Левитаны». Но дети из бедной еврейской семьи, рано потерявшие родителей, вели голодное существование, ютясь на чердаках. Они регулярно испрашивали разрешение не оплачивать учёбу, и благодаря их ярко выраженным талантам им никогда не отказывали.

Их кровное родство до сих пор стоит под вопросом. Во-первых, предполагается, что Авель родился или в 1859 или в 1861 году. Но дата смерти установлена точно – 1933 год, Крым. Во-вторых, многие считают, что Авель был взят в семью на воспитание. Но это уже дело для глубоких исследований и поисков документов.

У Авеля рано обнаружились способности к рисованию. Вслед за ним в училище отдали Исаака. Чтобы иметь хоть какие-то деньги на пропитание, сироты вместе писали картины и отдавали на реализацию. Исаак изображал пейзажи, Авель – людей. Когда одна из заказанных им картин не была принята торговцем, то братья продали её в рамочную мастерскую всего за 15 рублей.

До нашего времени, когда их работы будут оцениваться на аукционах в сотни и миллионы долларов, братья не дожили. В 2017 году на Sotheby’s картины И. Левитана «Заросший пруд» и «Лето» были куплены больше, чем за 1000000 долларов каждая. А полотно Авеля «Коровы у реки» – за двадцать шесть тыс. долларов.

Работ Авеля сохранилось совсем мало. Они разошлись по частным коллекциям. Много его картин и рисунков находилось в семье небезызвестного журналиста и писателя В.А. Гиляровского.

Авель Левитан «Коровы у реки»
Авель Левитан «Коровы у реки»

 

 

Братья-путешественники Сведомские: Павел и Александр

 

Сведомские Александр и Павел в римской мастерской, 1880 г.
Сведомские Александр и Павел в римской мастерской, 1880 г.

 

Михаил Нестеров считал их совершенно непохожими, но невозможными по отдельности. Оба родились в Северной столице.  Павел был младше на год. Оба закончили Академию в Дюссельдорфе и посетили все столицы Европы. Для места жительства в 1875 году выбрали Рим. В их мастерской, очаге искусства, по свидетельству В. Васнецова, собирались русские художники.

Но по приглашению известного критика Адриана Прахова они вместе отправились в Киев для росписи Владимирского собора. Александр Александрович позже женился на певице и пианистке Анне Николаевне Кутуковой, а Павел семьи так и не создал.

Александр был в основном пейзажистом, хотя иногда отвлекался, изображая античные сцены. Для своей коллекции Павел Третьяков отобрал картины «На берегу Тибра» и «Улица в Помпеях». Павел, брат Александра, предпочитал исторические темы. Его работа «Мессалина» (1900), например, находится в музее в Казани.

Точное количество картин, созданных братьями, неизвестно. Они находятся как в отечественных музеях, так и в Италии. Некоторые картины сохранены наследниками художников – дочерью Анной и внуком Михаилом Джизмонди.

Павел Сведомский. Портрет  Анны Николаевны Кутуковой, жены Александра.
Павел Сведомский. Портрет Анны Николаевны Кутуковой, жены Александра.

 

 

 

 

Необычная жизнь сестры Василия Поленова Елены

Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898
Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898

 

 

В. Д. Поленов. Портрет  работы И. Репина
В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина

В январе 1888 года случилось небывалое до того событие. О нём написала Елена своему брату. Дело было в том, что женщины не имели права учиться в высших учебных заведениях, а Елена настолько блестяще  закончила школу Общества поощрения художеств, что её направили на стажировку за границу в Париж.

Елена Дмитриевна во многом стала новатором в искусстве того времени, она иллюстрировала книги для детей.  Кстати сказать, именно благодаря ей стиль модерн стал приживаться и в русском искусстве.

Сестра В. Поленова хотела выйти замуж за врача, профессора из Киева Алексея Шкляревского. Но родители помешали их браку. Тогда Елена полностью погрузилась в живопись и общественную деятельность. Она вошла в круг друзей брата Василия в Абрамцево, увлеклась их замыслами. В её работах появился национальный стиль модерн, отличный от западного.

В отличие от брата, который был мастером пейзажной, жанровой и исторической живописи, Елена Дмитриевна писала картины с детьми, цветами, персонажами детских сказок. Немало её пейзажных акварелей было написано в Абрамцево. С удивительной точностью художница изобразила все мельчайшие подробности столовой в доме Мамонтовых в 1884 году.

Елена Дмитриевна Поленова была крайне многогранным человеком. Её интересовали графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, керамика и роспись по фарфору, эскизы для ковров, вышивок, обоев. В Абрамцево она учила крестьян началам работы с глиной, чтобы они потом могли использовать эти навыки для заработков.

Елене Поленовой доверили оформление русского павильона для Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Но в 1896 случилась трагедия.  На крутом спуске перевернулась пролётка, на которой она ехала. Художница получила травму головы, и вскоре её не стало. Брат был потрясён случившимся, не только как брат, но ещё и потому что талант его сестры к этому моменту уже был необычайно развит. Упорно и успешно работая, она всё время шла вперёд, и планов, творческих замыслов у неё к моменту смерти ещё было необычайно много.

Елена Дмитриевна Поленова «Столовая в доме Мамонтовых» 1884 г.
Елена Дмитриевна Поленова «Столовая в доме Мамонтовых» 1884 г.

 

 

Эрнст Климт – младший брат неподражаемого Густава

Густав Климт, 1904 год
Густав Климт, 1904 год

 

Спустя два года после рождения Густава (1862 – 1918) появился на свет Эрнст (1864 – 1892). Братья учились сначала у отца-гравёра, а затем закончили вслед за старшим братом Георгом, который стал впоследствии известным ювелиром, венское Художественно-промышленное училище.

Эрнст Климт
Эрнст Климт
Потом появилась и работа. Эрнст с братом и другом Францем Матчем в 1880-х годах работали, создавая фрески в театрах Райхенберге, Риеке и Карловых Варах. Спустя пять лет они же оформляли венское здание Burgtheater и Kunsthistorisches Museum. Эрнст женился на Хелене Флеге, а для Густава, который только обзаводился романами, её сестра Эмилия стала музой на всю жизнь. Кто знает, как сложилось бы творчество Эрнста, если бы он не умер в 28 лет от воспаления лёгких. Его маленькая дочь Хелен Луиза осталась на попечении супруги и брата. Её опекуном стал Густав.

 

 

 

«Пан и Психея» Эрнст Климт 1892 год, 121×88 см
«Пан и Психея» Эрнст Климт 1892 год, 121×88 см

 

 

 

 

 

Близнецы-братья Лиотары: Жан-Этьен, известный всему миру, и неброский график Жан-Мишель

 

Жан-Этьен Лиотар «Автопортрет в турецком костюме»
Жан-Этьен Лиотар «Автопортрет в турецком костюме»

Они родились в Женеве в 1702 году. Разница составляла несколько минут. Оба брата стали художниками. Но в последствии их пути кардинально разошлись. Картину «Шоколадница», прославившую на весь мир Жана-Этьена, знают все, а вот о непритязательном гравёре Жане-Мишеле – исключительно специалисты. Жан-Этьен навсегда забыл о своём брате и даже в письмах никогда не вспоминал о нём. Ну и уж никак не старался помочь приобрести брату славу.

Братья получили специальное образование. Жан-Мишель был одним из лучших учеников Бенуа Одрана, племянника Жерара Одрана, известного в Париже мастера, куда учиться приехали братья в возрасте 23-х лет.

Английский консул в Венеции, Жозеф Смитс, пригласил Жана-Мишеля на работу в Италию. Ему предстояло гравировать копии больших картонов, созданные графом Карло Чиньяни по заказу герцога Пармы, и  7 картин Себастьяно Риччи, посвященных священной истории. Все гравюры в 1743 году были изданы в Италии.

Жан-Мишель Лиотар. Гравюра с работы Карло Чиньяни.
Жан-Мишель Лиотар. Гравюра с работы Карло Чиньяни.

После этого Жан-Мишель возвратился в Париж и начал работать над сериями гравюр с картин Ватто, Эсташа ле Сюэра («французский Рафаэль», как его называли), а также с картин Франсуа Буше и Луи Токке.

Жан-Этьен скончался за месяц до того, как началась Великая Французская революция. Ему не довелось узнать её ужасов, голода, нищеты, которые в полной мере испытал Жан-Мишель, который умер через семь лет после брата, разорившись и бедствуя.

 

На аватаре: «Портрет Н. Н. Пушкиной» Александр Павлович Брюллов 1831 год